Промедление или попытка и далее продолжить подобную «внешнеполитическую растяжку» может привести к печальным последствиям и суицидальному диагнозу в отечественной экономике, что неминуемо приведет к социальным волнениям и политической стагнации.
Совершенно очевидно, что многолетние стремления к многовекторности без собственной подушки безопасности во внешнеэкономических отношениях – обречены. Ведь, с одной стороны, Европа планомерно и последовательно добивается от нас системного и фундаментального реформирования структуры нашей экономики в целом, отдельных ее отраслей и, конечно, реформ (а не имитации) в судебной системе. Кроме этого, от нас требуют хоть каких-либо конкретных действий в борьбе с всепоглощающей коррупцией и прекращении политических репрессий в отношении Юлии Тимошенко и других лидеров оппозиции. Однако, не добившись от нас никаких реальных результатов (заявления и увещевания не в счет) в этих направлениях, европейское сообщество плавно закрывает для нас двери в цивилизованную европейскую семью. Конечно, до конца эти двери еще не захлопнулись. Бюрократическая и «неповоротливая» европейская семья все еще ждет от Украины конкретных шагов. Все еще надеется образумить нашу политическую элиту.
С другой стороны, наши северные соседи и друзья, в рамках развития собственной имперской стратегии, пытаются «задушить» нас в своих энергетических объятиях. Цель России очевидна. Посадив Украину на «газовую иглу», она стремится к тотальному контролю не только над нашей ГТС, но и к стратегическому поглощению ряда отраслей нашей экономики. А это может привести не только к потере нашей Независимости, но и к утрате возможности каких-либо маневров в нашей внешней политике (если она у нас, конечно, есть). Т.е., до тех пор, пока Украина не найдет альтернативу российскому газу и другим энергоносителям, мы не сможем вырваться из этой трясины, затягивающей нас в Таможенный Союз и другие евроазийские структуры. У нас настолько слабая позиция в этом диалоге, что мы даже намекнуть боимся на возможность пересмотра Харьковских соглашений или цен на транзит российского газа в страны Европы. М.Тэтчер говорила, что «страх не может быть фундаментом внешней политики».
Таким образом, для Украины наступил момент истины, своеобразный Рубикон. Сегодня руководство Украины обязано подумать НЕ о будущих выборах, а о судьбе государства и перспективе будущих поколений. Не стоит, думаю, задаваться извечными вопросами: кто виноват и что делать? Смею утверждать, что главный вопрос современной повестки дня украинского государства – это «Камо грядеши» (Куда идем?).
Убежден, что альтернативы интеграции в европейское сообщество у нас нет. А посему необходимо проявить политическую волю, государственное мышление и решимость в вопросах демократизации и европейской адаптации нашего судебного законодательства в первую очередь. Только освободив наших политзаключенных (они должны нести политическую ответственность, а не уголовную) Украина имеет все шансы на восстановление в полном объеме стратегического диалога с Европейским Союзом. Это единственно верный путь развития, укрепления и оздоровления Украины как государства. Иного пути нет. Иначе «геополитический шпагат», а точнее, бег по кругу приведет к окончательному и неутешительному диагнозу, разрушительные последствия которого не дадут возможности созидать.