Ума не приложу, впрочем, почему украинские журналисты и оппозиционные политики так сильно сетуют на свободу прессы. Куда более актуальна тема могущества социальных сетей. Здесь нет владельца, нет цензуры. С негодованием любой чиновник должен признать, что он не в силах справиться с новым источником общественного мнения. Вседозволенность и отсутствие цензуры, к несчастью, не породило из социальных медиа новые СМИ (об этом говорили на международном газетном конгрессе - газеты живы и будут жить). Да и незачем из Facebook и Одноклассников делать газету. Это отличная мина общественного мнения под креслами всех украинских политиков и чиновников.
Представляют ли собой социальные сети, лишенные цензуры и центрального управления, серьезную угрозу? Могут ли они дать хоть какие-то результаты? Пока, похоже, нет. Виртуальные протесты остаются виртуальными, несмотря даже на их попадание в классические СМИ (каналы, газеты). Ни печально известное Межигорье, ни закупка за баснословные деньги камер на избирательные участки не сподвигли многомиллионную интернет-аудиторию к действиям. Чисто теоретически: украинские политтехнологи, международные наблюдатели в один голос сетуют на низкое распространение интернета. Вот, мол, будет интернета больше, вот тогда все изменится. Основная масса экспертов, конечно, шкурно заинтересована в развитии культа социальных возможностей интернета. Сущая чушь: мобильный телефон не стал причиной революции, почему вдруг социальные сети должны стать?
Хорошо, а если чисто практически: вот влияет ли информация из Facebook от друзей на нашу общественную позицию? Конечно. Ведь Facebook, Одноклассники, Вконтакте и Twitter для нас в первую очередь не СМИ, а непосредственно личности. И, видимо, абсолютно реальные - из-за фотографий с незнакомой женщиной на вашей странице можно и в домашний скандал угодить.
Вот такой открытый диалог с бизнесом и людьми позволяет принимать взвешенные решения, позволяет корректировать принятые решения
— Николай Азаров об общении в соцсетях
Рискну предположить, что наши политики не умеют пользоваться социальными сетями и интернетом в целом, так как находятся в мифах и своих, и мифах своих консультантов. Власти не с кем вести переговоры о лояльности - многомиллионная аудитория все равно полярно будет относиться к любым действиям. И в дальнейшем попытки склонить на свою сторону интернет-сообщество будет заканчиваться полным разочарованием и шутливыми демотиваторами. Что можно сделать?
Немедленно - только одно: активно работать с интернетом не как с мобилизационным ресурсом несущего революционную угрозу, а как с большим столом, за которым собрались люди с разными мнениями. Стоит задача изменить стиль общения: с манипуляторного на диалоговый. И, видимо, обеспечить такой процесс могут только молодые специалисты, воспринимающие интернет как неотъемлемую часть своей жизни: как телефон или еду.
В перспективе - через интернет можно мобилизовать граждан, пропагандировать ненасильственное сопротивление: отказ от голосования, уплаты налогов, отказ от общественного транспорта и просмотра ангажированных телеканалов. Через интернет можно создавать местные партийные организации, способные объединять граждан на местах. Стихийно, владельцы домов и жильцы могут выступать против законодательных норм или выдвигать депутатов (норма выдвижения кандидатов в депутаты коллективами, увы, давно ушла из украинского законодательства); вполне реально организовывать людей при грамотной работе и постоянном диалоге. Через интернет свергнуть режим не призовешь, но стимулировать к неповиновению - это, примерно, как агитировать пользоваться iPhone - может войти в моду.
В целом, у действующей власти зря появился страх перед интернет-сообществом. Скорее всего, впрочем, он основан на непонимании. Когда интернет-сообщество выйдет свергать нынешнюю власть, Янукович должен будет выйти из своего автомобиля и пройтись с манифестантами: поговорить с ними, сфотографироваться на свой телефон и выставить на Facebook-страницу. Разогнав свою охрану, поговорить с протестующими. Быть может и самому в протест не выйти на роботу или перестать читать ангажированные СМИ.
Интернет в Украине пойдет за тем, кто впишется в него гармонично. За тем, кто начал входить в него уже сейчас. Владельцев у этого СМИ нет. Если станет горячее, переговоры вести будет не с кем.