В Украине движение только набирает обороты, наступая как на американские, так и на русские грабли. Забегая немного наперед скажу, что политические лозунги зарождаются и умирают в социальных сетях. Реальная нужда и экономические вопросы сейчас выводят молодежь и так называемый “креативный класс” на улицы.
Опыт отечественной организации движений в интернет, особенно сбор людей на акции, пока что не радует их инициаторов. Из 1000 откликнувшихся на призыв прийти может и сотня, и пол сотни. В чем же причина столь высокой поддержки в интернете, и столь низкой явки и уличной активности? Социологи и психологи сетуют на природу человека: комплексы, страхи, лень. И они отчасти правы. Но лишь отчасти.
Объяснять такой классической теорией можно и акции против застройки пейзажной аллеи в Киеве, и акции против других застроек, и недавнюю акцию против укравтодора. Во всех из перечисленных акциях предварительное участие подтверждали тысячи человек. В то время как реально приходили от силы сотни. Можно ли побороть такую проблему? Оказывается да, возможно.
Уже порядка двух лет Институт PolitPR проводит публичные дискуссии и политические лекции, куда приглашает всех желающих к диалогу, к обучению. Зачастую приходят молодые люди и все тот же креативный класс. Последнее время, правда, стали приходить люди старше 50 лет. Такая тенденция безумно радует.
Каждое из мероприятий, будь это дискуссия по экономике или политике, приходит не менее 200-300 человек. При этом мы сознательно не увеличиваем это количество. Для одной интеллектуальной дискуссии больше людей просто превращают все происходящее в Колизей с цирком.
Для крайних скептиков есть аргументы: 300 человек для дискуссии в Киеве собирают два человека за два-три дня. Без политических партий и организаций.
Не раскрывая всех технологических секретов, расскажу несколько наших важных правил, которые могут помочь общественно-политическим движениям.
Первое. Личности - важный элемент встреч. К нам на дискуссии приходят политики, эксперты, активисты. Всегда есть несколько спец гостей, к которым будут вопросы. Можно как угодно называть акцию или дискуссию, но без доверия она не состоится. На первых парах кредит доверия могут дать лишь авторитеты в обществе. Далее вы сами станете авторитетной площадкой (группой людей), доверие к которой будет выше, чем к отдельно взятым ее VIP участникам.
Второе. Не увлекаться страницами, сообществами и группами в социальных сетях. Когда мы приглашаем на очередную дискуссию, люди идут не в Raimov discussion court, а к Дмитрию Раимову и его команде. Наши страницы в социальных сетях стали главными активами: их посещают более, чем те же группы и страницы, которые нам принадлежат. Кредит доверия компенсируется доверием к отдельно взятому человеку. Есть потом, так сказать, с кого спросить.
Третье. Не бегите за качеством подачи информации. Куда более интересна фотография с события, сделанная на обычный телефон, чем фото, сделанное на профессиональную камеру. Выше доверие, быстрее скорость передачи информации. Мы обычно во время дискуссий и встреч делаем фото и видео, быстро размещая их в интернет. Такая оперативность заменяет камеры телевидения и не дешёвую прямую трансляцию в интернет
Четвертое. Сбор людей необходимо проводить в несколько этапов. Вначале мы собираем сторонников на наших страницах, событиях и группах. Обязательно просим всех регистрироваться: оставлять телефон, почту, ссылки на страницы в социальных сетях. Далее вступают в силу технологии маркетинга: рассылки на почту, рассылки sms сообщений, письма на страницы в социальные сети. И, ближе к событию, звонки. Человек чувствует и свою необходимость, и свою включенность в процесс, и персональную ответственность. Не прийти после всего этого, как не прийти на день рождения, предварительно подтвердив свой приход имениннику.
Итог, пятое. Всегда оставаться на волне и быть максимально инновационным. Классические газеты интересны только бабушкам, в то время как на акции ходит молодежь и прогрессивные городские интеллектуалы. У них достаточно своеобразное восприятие мира через монитор компьютера и новейший девайс.
За года нашей работы мы сумели разработать алгоритм вытягивания из виртуального мира интернета реальных людей. Сейчас у нас собрались базы сторонников, которые интересуются общественными проблемами, экономическими вопросами, правовыми вопросами, и вопросами города. Все это помогает ускорить процесс, но, все же, те пять правил лежат в основе.