Гриценко, на деле, никогда в эту фракцию не входил. Ну, то есть формально он, конечно, был членом фракции, но на деле он всегда был сам по себе в Верховной Раде. И, по большому счёту, всё, что можно вспомнить о его деятельности в парламенте этого созыва, сводится к критике порядков во фракции и лидера Арсения Яценюка. Поэтому, на мой взгляд, его заявление о выходе из фракции – это жест, некое церемониальное закрепление фактической реальности.
С другой стороны, всё же формальности имеют значение. История Верховной Рады действующего созыва уже богата позёрством, жестами, подменой борьбы за власть борьбой за нарочитую принципиальность. Ещё один параграф к этой истории? Нет, господин Гриценко. Хватит!
С одной стороны, Гриценко говорит вроде бы правильные вещи. Правильные – с моральной точки зрения. В обществе явно не удовлетворены тем лидерством, которое на сегодняшний день есть в «Батькивщине» и вообще в оппозиции. Но совершенно очевидно, что ещё больше в обществе не удовлетворены тем, что депутатский мандат стал чуть ли не фетишем, стал тем, от чего не отказываются, даже если публично обещали отказаться в таких случаях, какой сейчас – с Гриценко.
Что сейчас говорит Гриценко? Говорит, что не держится за мандат, но... И вот все они говорят, что не держатся за мандат и добавляют «но». И это «но» почти всегда одно и то же: мол, люди просят остаться. Что это за аргумент? Ведь и Янукович может сказать, что никуда не уйдёт, потому что люди просят остаться. И министр внутренних дел Захарченко тоже может сказать, что никуда не уйдёт, потому что люди просят остаться. Сколько можно терпеть эти отговорки?
Если для человека ничего не значит депутатский мандат – человек сдаст мандат. И вот когда Гриценко сдаст мандат – можно будет с интересом слушать его аргументы и наблюдать за его поведением. Пока же – его слова и действия стоит оценивать не с моральной точки зрения, как поспешили оценить многие, а с технологической.
С точки зрения борьбы за власть.
Не надо стесняться того факта, что первой и самой важной для оппозиции сегодня задачей является борьба за власть. Попасть на одну из страниц летописи глобального или украинского морализма – это не задача оппозиции сегодня. Оппозиции сегодня надо взять власть. Потому что если оппозиция власть не возьмёт, если в этой борьбе победит правящая партия, то в Украине надолго – если не навсегда – будет утрачена всякая перспектива для жизни.
Особенно это актуально для поколений 40+. Если вам около сорока лет – знайте, что продолжение власти Януковича будет означать для вас 100%-ю вероятность того, что ваша старость пройдёт в нищей, разбитой и «прикремлёвленной» стране. Где у вас не будет ни прав, ни комфорта. Пока вы ещё молоды и экономически активны – вы способны заработать себе деньги для того, чтобы купить некую защиту от бесправия и некоторый комфорт. Но что вы будете делать, когда одряхляете? Влачить жалкое существование? Вы этого хотите?
Шанс на другую жизнь будет только в том случае, если власть поменяется. А власть поменяется только в том случае, если оппозиционеры станут технологичнее. Да, сначала – технологичнее, а потом уже, если угодно, – моральнее.
Так вот, сейчас – с точки зрения борьбы за власть – Гриценко делает ровно то, что превращает «Батькивщину» в первую, но непроходную оппозиционную партию. Помните эту его предвыборную рекламу – первый непроходной кандидат? Если у Гриценко получится, то «Батькивщина», возможно, и станет непротиворечивее, последовательнее, моральнее – но точно ни на шаг не приблизится к власти.