Тогда, в 1998 году, накануне президентских выборов рейтинг Леонида Кучмы делал призрачными его шансы переизбраться на второй срок. Отсюда, наверное, и возник у Портникова образ «утраченной власти», которую Кучма весьма убедительно, кстати, вернул в 1999 году. Что же касается «реальных и мнимых конфликтов», то это вопрос «базиса и надстройки», когда за политическими конфликтами, являющимися по сути мнимыми, скрывается реальная экономическая борьба. Отказ от подписания ассоциации с ЕС – это вопрос экономической устойчивости власти, а значит национальной безопасности. Оппозицией данная ситуация была представлена как политический конфликт – выбор между евроценностями и «имперской Россией».
Вспоминается диалог из «Игры престолов»:
«Власть помещается там, где человек верит, что она помещается. Ни больше, ни меньше.
— Значит, власть — всего лишь фиглярский трюк?
— Тень на стене… но тени могут убивать. И порой очень маленький человек отбрасывает очень большую тень».
Власть постоянно претерпевает метаморфозы, меняет свои источники и основания легитимности. «Оранжевая революция» дала урок о том, что власть может быть не там, где представляет не только общество, но и сама элита, этой властью обладающая. Еще один урок 2004-2005 годов: правящая элита на какое-то время потеряла уверенность в том, что власть помещается в ней, и сама поместила власть в оппозицию, майдан, силу внешнего давления, СМИ.
Евромайдан предложил новые основания легитимности: принадлежность к оппозиции, поддержка евроинтеграции, нелюбовь к власти. Остальные источники власти подвергнуты сомнению. Для разрушения легитимности существующей власти используются самые разные методы – медиа-давление, давление на президента и отдельных представителей власти путем организации персональных акций (автомайдан). Но правящая элита не сомневается, что власть помещается в ней. И в этом существенное отличие сегодняшней ситуации от «оранжевой революции», ее урок усвоен.
Думается, сегодня речь идет о поисках легитимации власти, при этом проблема актуальна для всех политических игроков. Правящая элита устояла, майдан и оппозиция не отступают. Но каждой стороне необходима легитимация. Общая легитимация, вернее такая, которая будет признана каждой из сторон и их сторонниками.