Спецтема
Фестивальные дневники

«Мы были солдатами». Рецензия на фильм «Машина Джейн Мэнсфилд» Билли Боб Торнтона

Название фильма «Машина Джейн Мэнсфилд» отсылает к автомобильной аварии 1967 года, в которой погибла Джейн Мэнсфилд, один из секс-символов Америки в 50-ых и 60-ых. Впрочем, к сюжету фильма этот эпизод имеет косвенное (хоть и символическое) отношение.

Первый самостоятельный англоязычный проект украинско-российского продюсера Александра Роднянского заставил вспомнить о некогда перспективном постановщике и сценаристе Билли Боб Торнтоне, больше известном зрителям как плохой Санта из одноименного фильма.

Наоми когда-то бросила Джима Колдвелла ради англичанина Кингсли Бедфорда, разрушив привычный уклад своей большой семьи. Прошло двадцать лет и однажды Джиму по телефону сообщают, что ненавистная ему бывшая жена скончалась в Англии, а через несколько дней в Алабаме состоится ее похорон. Это невеселое событие должно стать местом встречи двух раньше не встречавшихся семей умершей женщины. Действие происходит в 1969 году на фоне вьетнамского конфликта и антивоенных демонстраций. 

На примере одной семьи режиссер показывает три поколения американцев, каждое из которых прошло испытание войной. Суровый и нелюдимый старик Джим – ветеран Первой мировой, его сыновья прошли горнило Второй мировой, а призывного возраста внук – потенциальный участник войны во Вьетнаме. Прилетевшие британцы также несут в себе эхо войны. Но если Кингсли геройствовал на полях Первой мировой, то его сын всю Вторую мировую провел в унизительном плену у японцев (тут невольно вспоминается классическая книга Пьера Буля «Мост через реку Квай»). В фильме представлен полый спектр бывших солдат. Впрочем, судя по фильму, бывших солдат не существует, каждый из них до сих пор переживает войну внутри себя. 

Другой важнейший аспект картины – внутрисемейные отношения. Большая и не очень дружная семья Колдвеллов долгие годы не способна распутать огромный клубок недомолвок, обид, нереализованных возможностей и страшных воспоминаний. Вводя в их мир троицу Бедфордов, режиссер использует прием, которым когда-то воспользовался Пазолини в «Теореме». Но если пазолиниевский Визитер разрушает микромир, вытаскивая наружу пороки и скрытые влечения его обитателей, то трио англичан поневоле помогают обуздать демонов, поселившихся в когда-то хорошей и крепкой семье.

Умный сценарий Торнтона и Тома Эпперсона разыгрывают актеры трех поколений, среди которых особенно выделяются Джон Херт, Роберт Дювалл и Билли Боб Торнтон. Картина балансирует на тонкой границе между драмой и комедией, а в диалогах достаточно уместной иронии и здорового скепсиса. Режиссер не пытается заниматься морализаторством, заканчивая ленту открытым финалом, из которого следует только то, что каждый имеет право на собственные ошибки.

Тарас Сасс,

Школа кинокритиков

Школа Кинокритиков Школа Кинокритиков , Дневник Одесского кинофестиваля от Школы Кинокритиков
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram