И тут начинается еще та карусель: умирающий мужчина становится главным информационным поводом всех СМИ, а значит, и самой прибыльной площадкой для рекламы.
Алекс де ла Иглесиа называет свой новый фильм «горькосладкой комедией», но из сладостей в нем только образ идеальной жены в исполнении Сальмы Хаек. А от комедии - несколько забавных моментов, причем большинство из них – это ситуации, когда кто-то неуклюже наступает на металлическую решетку, к которой пригвожден герой. Места, где должны появиться смешные шутки, явно провисают из-за излишней социальной напряженности сюжета. Когда герой мыкается в поисках работы, а его «приятели» играют в компьютерные игры в роскошных кабинетах, это выглядит не как забавная ситуация, а как обличение «упырей, сосущих кровь из народа».
Кажется, Иглесиа, обеспокоенный сложным социально-политическим положением современной Испании, слишком старался обнажить проблемы общества, из-за чего фильм выглядит, словно революционная листовка. Особенно остро это ощущается, когда крупным планом нам демонстрируют лицо потерявшей супруга героини Хаек или когда она картинно пинает предложенный ей дипломат с деньгами.
Образы в «Последней искре жизни» выглядят слишком однозначными: хорошие, гордые и бедные против плохих, подлых и богатых. На протяжении фильма герои не модифицируются. А гротеск, так удачно использованный Иглесиа в «Печальной балладе для трубы», в «Искре» выглядит неуместным и наигранным.
Чего стоит человеческая жизнь? Кто может заступиться за простых людей? Как бороться с продажными чиновниками и бизнес-воротилами? Вопросы эти, сформулированные в фильме, в целом важные, но заданы они в лоб, от чего, к сожалению, картина теряет легкость, утонченность и глубину, которой, безусловно, мог бы обладать фильм о надежде и вере в лучшие времена.
Ольга Сидорушкина
"Ржавчина и кость": Одиар, которого мы помним
Жак Одиар, на мой взгляд, в этот раз дал немного назад. Сменив тематику и выбрав уже неоднократно прожеванную тему, он снимает кино о надежде, вере и любви. Надежда - которая не угасает даже после сильного перелома в жизни; неисчерпаемая вера в свои силы и любовь, помогающая обрести предыдущие две категории.
Немного непонятно, почему у картины такое нелепое название. "Ржавчина и кости". " Девушка без ног/ парень без мозгов, но с сердцем" – было б лучше. Или, если режиссер столько раз упоминает кости в фильме, можно было б просто назвать "Без костей". Лаконично, доходчиво, и даже на показ можно не идти - достаточно прочитать название и посмотреть рекламный ролик. Да, фильм из тех, в которых смотришь начало и точно знаешь, что будет в конце.
Многие режиссеры не хотят, чтобы их фильмы сравнивали с предыдущими. Но в данном случае без этого никак - многое осталось от того Одиара, которого мы помним по картине "Пророк".
Сухие диалоги по факту, сдержанность в эмоциях и одна-две шокирующие сцены, которые обрушиваются как снег на голову, но держат зрителя в напряжении не так уж долго. К сожалению, для самого режиссера, на эту тему снято уйму фильмов подинамичней и поплаксивей. Актерам немного не хватает жизни для того, чтоб донести через себя трагедию и показать возможность возвращения к гармоничной жизни здесь и сейчас. Они играют неплохо, но не так чтобы ах. Им можно верить, но не настолько, чтобы забыть, что ты смотришь кино.
Хороша техническая сторона картины. Правильные ракурсы и превосходный цвет кадра. Но, как заметил один мой приятель, "дрожащая картинка уже раздражает". Совершенно с ним согласен.
Одиар - режиссер, у которого определенно есть свой почерк. Он умеет задеть за живое, умеет шокировать и даже держать некоторое время в оцепенении. Остается надеяться, что в следующих фильмах он будет это делать чаще.
Игорь Григоренко