Для того, чтобы как можно больше узнать об истории крымского виноделия, мы с винным энтузиастом Татьяной Большаковой отправились однажды в музей Херсонес, где собственным взглядом смогли прикоснуться к древним артефактам, связанным с вином - амфорам, пифосам, чашам, кубкам, кувшинам и виноградным ножам; побывали в реставрационной мастерской, а также в запасниках музея, где хранятся некоторые ценные и знаковые экспонаты.
2. На сегодняшний день достоверно известно только то, что виноделие в Херсонесском государстве появилось в первой половине 4 века до н.э. Климат Греции намного мягче крымского, да и наши ветра были неожиданностью для греческих земледельцев. Поэтому стоит предположить, что греческие сорта винограда скрещивали с диким крымским – более устойчивым к холодам, а виноградники высаживались на специально создаваемых террасах, защищающих их от ветров. Следы этих террас до сих пор сохранились на территории музея. Как сохранились и сотни амфор и пифосов, найденных во время раскопок на территории древнего города Херсонес.
3. Достоверно неизвестны все названия вин, производимые в Херсонесе, но были вина «Изюмное» (предположительно сродни late harvest), «Выдержанное», «Желтое» (выдержанное белое) и «Медовое»(с добавлением меда). Красного вина производилось значительно больше. Молодое вино было дешевле вина выдержанного, поэтому доля собственного потребления выдержанных вин была существенно меньше экспорта.
4. Херсонесские вина были известны и ценились в Европе и Азии, амфоры с этим вином (а вина все клеймились) были найдены и в Греции. Государство контролировало объем выпуска и продажи вин, ведь для Херсонесского государства виноделие было приоритетным направлением экономики и основным источником дохода.
5. Интересно, что, по сути, технология изготовления вина с тех пор не изменилась (если вести речь о настоящем виноделии - без спирта, красителей, ароматизаторов и прочих «технологических» приемов). Вина производилось очень много - один надел вполне давал объем, равный полной загрузке корабля.
6. Вино стало основным источником прибыли для процветающего государства. Его пили и богатые, и бедные…А не пили его только женщины. Вот так! Им вино можно было употреблять только в случае болезни, на праздниках и гуляниях древние дамы могли пить только сок! А вот мужчины выпивали очень много, чего только стоят сохранившиеся древние чаши и кубки - самый маленький из них имеет объем около 500 мл. И далеко не всегда вино разбавляли водой…
7. Самый главный праздник вина в древнем Херсонесе проходил…весной! Никакого вам «божоле нуво». Что собственно и вполне логично. Именно весной начинается розлив вин урожая предыдущего года.
8. Конечно, отношение к вину у херсонеситов было особенным. Вино было и напитком праздников, и лекарством, было и бизнесом, и частью религии – культом. Без вина и гончарного ремесла не было бы и самого государства. Но все может разрушить война. Именно она не только уничтожила процветающее цивилизованное государство, но и на долгие века оставила Крым без хороших винодельческих традиций.
9. И вот, спустя много веков, мы пытаемся постичь историческую истину - археологи проводят раскопки, а ученые ломают головы над теми или иными вопросами, рассматривая новые и новые находки. Иногда они достаются в таком виде, что требуют особой процедуры для дальнейшей сохранности - реставрации.
10. Очень часто в реставрационный отдел музея артефакты попадают в виде россыпи черепков. Их кропотливо сортируют, шаг за шагом возвращая былой вид того или иного древнего сосуда
11. Очень часто есть лишь некоторые фрагменты, которые не позволяют собрать весь сосуд полностью
12. Такие фрагменты иногда дополняются уже самими реставраторами, если стоит цель воссоздать сосуд целиком
13. У этой амфоры почти нет отсутствующих фрагментов. Это настоящая удача почти целиком восстановить столь большой сосуд
14. А этот сосуд пока в сильно разобранном состоянии. Осколков слишком мало, но все они пронумерованы, и над ними будут работать ученые
15. Частично восстановленные экземпляры хранятся на стеллажах в специальных пластиковых поддонах. Над ними еще продолжается работа
16. Маркировка уже отреставрированного пифоса
17. После реставрационной мастерской мы идем туда, где бывают далеко не все - хранилище музея.
Найденные на территории древнего города виноградные ножи
18. Винный кубок. Очень напоминает современные бокалы
19. Аттическая керамика начала поступать в Северное Причерноморье около середины VI в. до н. э. Среди импортных сосудов с чернофигурной росписью аттические занимают первое место. Аттический черный лак отличается особо высоким качеством, приобретая блеск, близкий к зеркальному. Во многом благодаря его качеству, даже по прошествии стольких веков, он достаточно неплохо сохранился на древних сосудах и посуде
20. Килик - древнегреческий сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые не превышают по высоте кромку самой чаши.
21. Еще один килик, без росписи. Не все могли себе позволить в древности дорогую посуду.
22. Дорогая амфора (или кофон?) для вина. У основания ручки - барельеф головы мужчины, на противоположной стороне - изображение женской головы
23.
24. Кубок, предположительно для пития вина
25. Фигурная ручка
26. Чаша
27.
28. Еще один кубок.
29. Амфориск - использовался для хранения ароматических масел иди косметических средств
30. Иными словами - древний флакон для духов
31. Масляная лампа
Автор: aquatek_filips. Источник: Об истоках крымского виноделия - рассказ молчаливых артефактов музея Херсонес