Зачем люди ходят на концерты Шевчука? Из-за ностальгии? Чтобы услышать песню “Осень”? Из-за кризиса идей? Чтобы пробудиться от телевизора, потому что “мы живем, чтобы видеть сны”? Или потому что “хочется что-то делать”? А может быть просто из-за желания оставаться самими собой.
Я шел, чтобы встретиться с легендой - последним героем советского рока. Ну, и еще, чтобы потанцевать, если повезет. А еще, чтобы насладиться атмосферой, когда музыка проникает в каждую клетку тысяч, которые колеблются в тот же такт, что и ты. Когда тебя поглощает, но не проглатывает, ритм, заставляя твой ум превратиться во Вселенную, в которой мысли словно тысячи Галактик. Когда ты чувствуешь: вот она, жизнь. И она ощущает себя уютно среди этого всего:
Многоэтажки, склады, чьи-то норы,
Одушевленные граффити-гаражи
И серые бетонные заборы.
И Юрий Юлианович, словно чувствуя, что нужно его зрителю, “отжег” настоящее шоу, где на большой экран (5 x 12 метров) он и его творческая команда из 60 различных специалистов спроецировали попытку подвести итоги времени и итоги долгого творческого пути, пройденного группой ДДТ.
Перед концертом я думал, что придется кричать: “Путина долой”, - выражать поддержку оппозиционным лозунгам и т. д. Но ничего этого не было. Шевчук возвысился над этим всем. Он поставил перед собой большую задачу - попытаться понять жизнь без грохота политических баталий.
От того, кто берется за такую задачу, все ждут утверждений в стиле: “Жизнь – прекрасна, если следовать истинам”. Но Юрий Юлианович смотрит на нее иначе, при этом их не отрицая.
На экран проецировался молодой человек, которого играет киевский актер Сергей Чернов, теряющийся среди вещей. Видно, что он не ущемляем и не гнобим, не голоден, и у него есть выбор.
Этот творческий ход неожидан. Все ждут образ борца, находящегося под давлением и пребывающего в стычках с миром и с окружающими, как это было с Шевчуком в молодости, когда он покинул своего отца-крупного партийного чиновника. Но Юрий Юлианович уже стар и часто упоминает смерть в своих песнях. Ему уже не интересна конфронтация как способ покорить публику (может быть потому, что он уже всех победил словесно, включая Путина).
Перед сегодняшней молодёжью стоят те же проблемы, которые стояли и перед нами, когда мы были молодыми: добро – зло, правда – неправда, ложь. Всё то же самое – любовь, ненависть. Все те же самые проблемы
— Юрий Шевчук
Шевчук решил убрать от человека все внешние раздражители и посмотреть, что же будет с ним тогда. И перед зрителем предстает человек в море вещей. На одном из роликов так и было: космонавт с потерянным видом парит среди сотен продуктов из супермаркета, взвешенных в невесомости.
“Пустота” – одно из самых повторяющихся слов в его новом альбоме. Но эта не та пустота экзистенциализма, как у Сартра или Кафки. Она не разрушает, она просто есть. В новых песнях ДДТ жизнь представлена не как тернистая дорога наверх к успеху, как в американских фильмах, и не как бесконечное страдание от жестокости окружающих, как в российских сериалах. Она – это вереница дней, где переживания сменяются спокойствием, а завтра все будет просто Иначе: не хуже и не лучше, чем вчера, а просто по-другому. При этом тех, кто себя хорошо вел, после смерти по-прежнему ждет Рай. И это несмотря на то, что на Земле нет ничего кроме метаний.
Смотря на экран за спиной музыкантов, постоянно вспоминаются какие-то причастия: идущий, тонущий, ползущий. Начинаешь думать, что наша жизнь – это и есть эти причастия, т. е. продолжающиеся монотонные действия, которые спонтанно начинаются и так же без причины заканчиваются. И этими причастиями Шевчук как бы причащает зал.
Но что же тогда человеку делать на Земле? И на этот вопрос дается ответ:
Ты спросил: “А кто стал моложе?” Отвечаю: “С любовью любой”.