Нет никаких сомнений в том, невзирая на свою пацифистскую риторику, Россия на самом деле вовлечена в войну на Востоке Украины. Доказательства тому – российская военная техника и военнослужащие, которые нелегально перешли украинскую границу. Скурпулезные аналитики вполне могут найти свидетельства о российском военном планировании в отношении Украины, о наличии материально-технической, управленческой и иной поддержки сепаратистов на востоке страны. Также нет никаких сомнений в том, что Россия аннексировала Крымский полуостров при помощи своих войск и в нарушение всех международных законов.
Война на Востоке и аннексия Крыма произвели пагубный эффект на экономику Украины. Поэтому Украина должна найти механизм для оценки и требования гражданской ответственности от России за ущерб, нанесенный во время войны. Таким механизмом может стать компенсационная комиссия Организации Объединенных Наций (ККООН).
ООН создала ККООН с целью предоставления денежных компенсаций тем, кто пострадал физически или финансово в результате незаконного военного вторжения в Ирак во время войны в Персидском заливе. Менее чем спустя девять месяцев общая сума убытков, понесенных гражданами и предприятиями в Ираке, насчитывала $300 млрд. В Ираке брали в плен, пытали и убивали граждан; уничтожали личное имущество, недвижимость, бизнес, а также окружающую среду. Все это мало чем отличается действий России и пророссийских сепаратистов в Украине. Деятельность ККООН – это своего рода прецедент по наложению гражданской ответственности за ущерб, нанесенный во время войны.
Запад должен сотрудничать с Украиной в том направлении, чтобы западные санкции были сняты и любые "нормальные" отношения с Россией были восстановлены только тогда, когда последняя согласится взять на себя гражданскую ответственность за потери и ущерб, нанесенные в результате незаконного вторжения.
Украина, в свою очередь, должна закатать рукава и подготовить претензии, которые условно можно разделить на шесть категорий – таких же, кстати, какие были выдвинуты против Ирака:
- претензии граждан, вынужденных бежать из зоны вторжения;
- претензии со стороны граждан (или их семей), которые в результате вторжения были ранены или убиты;
- претензии граждан в результате потери бизнеса, пережитых боли и страдания, ущерба имуществу и т.д на сумму меньше $100 тыс;
- претензии граждан в результате потери бизнеса, пережитых боли и страдания, ущерба имуществу и т.д на сумму свыше $100 тыс;
- претензии со стороны компаний и других организаций в результате потери бизнеса;
- правительственные претензии и претензии международных организаций по возмещению стоимости переселения и оказания помощи гражданам, а также претензии в результате повреждения государственного имущества и окружающей среды.
Общественность и волонтеры должны взять на себя инициативу, возглавив этот процесс. Точно так же, как и год назад, когда украинцы приносили старые шины на Майдан и наполняли бутылки коктейлем Молотова, они должны начать систематически собирать доказательства, помогать в анализе претензий и их сортировке – помогая, таким образом, властям в работе с ККООН. И даже если ККООН окажется не подходящим органом для удовлетворения претензий, в конце концов, Украина найдет подходящую инстанцию, и к тому моменту все доказательства будут собраны и подготовлены должным образом.
Впервые текст вышел на сайте VoxUkraine