Поэтому наша задача – напомнить всем политикам, которые перед выборами резко вспоминают о народе и городах, что, помимо дня выборов, проблемы остаются. И не один из потенциальных кандидатов пока что не сделал ничего для их решения. Начнем с одного из главных «бичей» Киева – дорог.
Для тех, кто первый раз приезжает в украинскую столицу, дороги Киева кажутся пережившими бомбежку. Не секрет, что на дорожном строительстве можно украсть миллионы, а вот подсчитать, сколько и чего было реально выделено и уложено – нельзя. Где же «дорожные доллары» и где борьба будущих и нынешних «защитников» горожан за качество киевских дорог?
Конечно, нельзя отрицать, что перед и во время Евро-2012 дороги в столице латали как только могли. Новые развязки, реконструкция проспекта Бажана, бульвара Леси Украинки и другие проекты могли бы добавить очков городской власти, если бы это все было сделано эргономично, в интересах города, а не для отвода глаз иностранцев.
Языком цифр это выглядит следующим образом: на строительство развязки возле моста Патона выделено более 35 миллионов долларов, реконструкцию проспекта Бажана – около 33 миллионов долларов, бульвара Леси Украинки – 8 миллионов долларов. Исходя из несложных подсчетов можно сделать вывод, что километр четырехполосной дороги обошелся киевлянам в 5-6 миллионов долларов. В ЕС эта цифра составляет 4,5 млн., в США – 4, Китае – 2,5 млн. долларов. При этом качество наших и сравниваемых дорог нельзя рядом даже ставить.
Естественно, не во всем напрямую вина чиновников и политиков. Так, начинаются обманы и откаты еще на стадии разработки чертежей, куда закладывается смета, на 20-30% выше реальной. Затем наступает очередь исполнителей. Здесь наживаются за счет удешевления самого асфальта, но не за счет использования инноваций, а путем добавления некачественных битума, щебня и песка. После этого наступает «пора поживиться» укладчикам, которые (по традиции) вместо 5 см кладут 3, а то и 2 сантиметра асфальта.
Можно много сетовать на то, что у нас плохо делают дороги. Но дело здесь, прежде всего, в нехватке денег на то, чтобы делать хорошие дороги
— Николай Азаров
Конечно, если бы за прочность дорог чиновники отвечали своей карьерой и собственным имуществом – тогда бы было намного эффективней и проще строить хорошие развязки. Продержался асфальт вместо 5 лет год – будьте добры, уважаемый градоначальник и все должностные лица, которые ставили подписи под проектом, подите вон с занимаемых должностей и сядьте на скамью подсудимых. После того, как таких горе-руководителей даже если и не упекут за решетку, то накажут запретом занимать госдолжности и конфискуют имущество, желание наносить вред тысячам горожан как рукой снимет.
Нельзя при этом и забывать то, каким образом проходит сам процесс укладки асфальта. Большим начальникам ведь все равно, снег идет или дождь, +35 или -15 на улице – их приказ: уложить, да побыстрее, «чтобы господа еще выше не жаловались, а жители близлежащих домов наконец-то заткнулись: хотите дорогу – нате вам!».
Еще один вопрос к власти: строительство дорог – дело сугубо государственное, вот и выходит все вкривь и вкось. Если бы дороги строили исключительно частные инвесторы и даже при условии их частичной платности – все было бы по-другому. Дорога разваливается или ухудшается качество – бизнесмен ее переделывает за свои деньги или садится за решетку за саботаж.
В Киеве, как и в столицах всех других стран, количество машин и интенсивность их движения значительно отличается от областных центров и маленьких городов. Нормативы для строительства развязок, мостов и дорог были выработаны еще в СССР, а количество машин увеличилось с тех пор в десятки раз, как и интенсивность движения. Поэтому наряду с субъективными факторами воровства и халатности существуют и объективные – устаревшие нормы и подходы.
Поговорка «снег сходит вместе с асфальтом» вполне применима к Киеву. Например, рядом с нашим домом после «уборки» снега образовалась воронка, которую не сможет проигнорировать даже грузовик. Ее глубина – порядка 15 сантиметров, а диаметр – около 30. Конечно, учитывая то, что эта рытвина – при въезде во двор, она выполняет роль своеобразного «лежачего полицейского», но ведь то же самое есть на всех главных магистралях украинской столицы! Интересно, как себя чувствуют высшие чиновники и кандидаты на пост мэра, особенно те, которые часто бывают заграницей и знают, что такое нормальные дороги, когда в своих «мерседесах» и «лексусах» ползут по колдобинам и выбоинам?
Что тут уже говорить о тротуарах и велодорожках, которые зимой превращаются в сплошной бесплатный каток и источник травм и плохого настроения! Бабушки и дедушки, мамы с колясками, инвалиды и даже пьяные вынуждены показывать недюжинные акробатические способности, чтобы удержаться на ходу. Но дела до этого нет никому, потому что главные в Киеве – автомобили, а не люди. Да и если говорить об авто, то правило «хороших и быстрых дорог» действует лишь для машин высших чиновников.
Пока что, до активной фазы выборов мэра и Киевсовета никому нет до этого дела. Гораздо проще подраться, покричать, повыламывать двери в мэрию вместо гражданского протеста, сотен жалоб и конструктивных предложений относительно конкретной дороги, конкретного тротуара и велодорожки. Что я предлагаю: в каждом районе можно собраться и без политики и громких слов проблемы, которые есть, записать, сделать нормальные обращения и направить их в соответствующие органы. При этом у нас есть право присутствовать при рассмотрении наших обращений, чем мы обязательно воспользуемся, чтобы не допустить обычных отписок и безответственности. Если не работают правоохранительные органы и административный контроль, мы, граждане, можем сами проконтролировать, как и куда чиновники девают наши деньги, и что мы в итоге получаем. Зачем наказывать за воровство, которое не докажешь, если можно просто его не допускать?