Мобильное приложение, получившее название Allianz Prime, позволит пользователям осуществлять оплату посредством смартфона с NFC-блоком на всех бесконтактных терминалах в любой точке мира. Все зарегистрировавшиеся пользователи будут получать виртуальную карту Visa, которую также можно будет задействовать и для покупок онлайн. Важно здесь и то, что для регистрации пользователи смогут использовать счета любых банков. По крайней мере, так это анонсируется в Европе. Пока решение будет действовать в тестовом режиме в Италии и о его перспективах еще сложно делать прогнозы. Но сам факт того, что на такой шаг решился один из глобальных лидеров страховых услуг – это уже маркер для развития рынка.
Впрочем, кажется, что Allianz осваивается на территории, которая становится общепринятой практикой, если еще не устаревает. Дело в том, что более новаторские компании уже всерьез насыщают рынок устройствами, действующими не через смартфон, а с помощью других носимых гаджетов. Так, по данным MasterCard, четверть современных европейцев уже готовы осуществлять оплату с помощью смарт-часов, колец, браслетов и других подобных устройств. Более того, по данным GCT Research, потенциальный объем этого рынка в Европе уже охватывает более 175 млн человек.
В Украине, конечно, все пока не так радужно. Впрочем, за 2017-й год мы заметно подтянулись, и сейчас, фактически, все ключевые банки предоставляют такую услугу. Проблема в другом, охват населения банковскими услугами в целом все еще не сравним с европейским. И причины здесь очевидны – только за последние годы обанкротилось множество банков, а зарплаты в конвертах все еще остаются частой практикой. Но, на мой взгляд, текущее положение дел – это совсем не повод отчаиваться, а возможность перезапустить отрасль. Развитие новых технологий и выход в NFC-платежи неклассических игроков – ситуация, к которой в Украине стоит присмотреться с особым вниманием.
О том, что банковский сектор меняется – говорят и глобальные исследования. Так, Базельский Комитет по Банковскому Надзору (Basel Committee on Banking Supervision) не так давно опубликовал отчет «О влиянии финтеха на банки и банковский надзор». В нем представлены 5 различных сценариев будущего отрасли. Все они предполагают значительные преобразования финансовых учреждений.
Первый сценарий называется улучшенный банк и предполагает серьезное расширение пакета цифровых услуг для традиционных игроков. Второй вариант: новый банк, которым станут специальные направления IT-игроков, т.е. речь здесь идет о том, что рынок заберут себе компании с экспертизой именно в IT. В модели фрагментированного банка предполагается, что банк сохранит только востребованные функции, но откажется от остальных. Коммодитизированный банк предлагает сервисы, разработанные третьими компаниями. И самый радикальный сценарий – исчезающий банк, в котором банк, как ясно из названия, не нужен вовсе – пользователи напрямую взаимодействуют с разработчиком финуслуги.
Для банков Украины такая глобальная перестановка – шанс вписаться в мировой тренд и выработать новые стандарты работы, обеспечив клиентский сервис высокого уровня. Тем более, что этому способствуют и другие процессы. Например, то, что отмена виз с ЕС увеличила туристический пассажиропоток, а значит, потенциально и спрос на сервисы, которыми удобно пользоваться в Европе. Разумеется, сыграть на благоприятной обстановке нужно с умом. В Европе бум технологии стал возможен только после того, как пользователи убедились в защищенности своих средств, а правоохранительные органы научились эффективно раскрывать связанные с этим правонарушения.
Главное сейчас – не упустить момент. Тот факт, что на эту территорию заходят такие гиганты, как Allianz, уже свидетельствует о том, что из инновационной технология превращается в базовую, а глобальное изменение отрасли идет полным ходом. Нет, я не считаю себя радикальным футурологом и не буду говорить, что через 10 лет мы будем жить в мире без банков. Однако я уверен, что те, кто решается на изменения сейчас – в будущем будут чувствовать себя намного комфортнее. Инвестировать в диджитал-решения и не бояться заходить на незнакомые территории – это то, чего потребители ждут и наверняка оценят.