Элита в ее нынешнем виде в принципе не способна справиться с кризисом, тем более вывести Украину из системного тупика, в который мы попали не только вследствие внутренних дисбалансов, а в большей степени благодаря многолетним усилиям господствующих у нас финансово-промышленных групп. Похоже, что и власти сейчас переходят от наступления к обороне. Единой антикризисной политики по-прежнему нет. И что будет с экономикой хотя бы через полгода, никто не представляет. Соответственно всё больше политический фактор стал выходить на первый план в разрешении многих украинских экономических проблем. Не поэтому ли наша экономика выглядит так ужасно: мы глубоко сползли в рецессию, американский доллар укрепляется и всё сильнее давит на гривну, очевидно, что отечественные активы продолжат активно дешеветь и простора для маневров практически не осталось, т.е. при первых драматических симптомах мы не сможем сделать даже шаг назад. Плюс в Украине сейчас еще две ключевые проблемы – война и коррупция; и главное, чтобы одно не вытекало из другого.
Как следствие этого, Всемирный банк в своем исследовании «Глобальные экономические перспективы» (Global economic prospects) снова понизил оценку падения ВВП Украины. При этом, как известно, госбюджет Украины на 2015 год рассчитывался Минфином на очень оптимистичном прогнозе падения экономики в 4,3% при инфляции 13%. И что теперь, разве Кабмин А. Яценюка с министрами-иностранцами смогут постоять в сторонке и переждать шторм? Ни в коем случае. Почему? Потому что в 2015 год мы вошли с очень высокими рисками и потерями в нашей экономике. Судите сами. На 43% обвалилось автомобильное производство; на 20% рухнуло машиностроение; на 14% снизились объемы производства в металлургии; до рекордно низкого уровня в $7,5 млрд. сократились золотовалютные резервы, а 100% девальвация гривны и почти 25% уровень инфляции спровоцировали массовый отток капитала из Украины.
Занимаясь с 1992 года бизнесом, я видел немало страшных кризисов в нашей стране. Этот – самый худший, т.к. сценарий жесткой катастрофической посадки украинской экономики уже исключать нельзя. Ведь в этом году мы еще больше скатимся в рецессию из-за высокой учетной ставки НБУ. Почему в 2014 году эта ставка Нацбанка выросла с 6,5% аж до 14%? Думаю, прежде всего, это свидетельствует о том, что наши власти испытывают огромные сложности из-за ускорения инфляции и стремительного ослабления гривны. И эти проблемы станут еще серьезнее по мере ухудшения украинской экономики. Более того, высокая учетная ставка НБУ будет сдерживать и внутренний спрос, углубляя рецессию. И никакой доллар или евро, никакие ошибки и просчеты властей не способны так повлиять на цены в гривне, как человеческая жадность, поэтому спекулятивная маржа будет и далее расти.
Словом, без финансовой помощи Запада, мы столкнемся с дефолтом. Но всё идет к тому, что МВФ очередной транш кредита не даст в феврале, пока социальные статьи в госбюджете не будут еще более урезаны. Итак, сокращать дефицит бюджета будут традиционно за счет пенсионеров, медиков и учителей. И, как обычно, будут продолжать резать льготы, надбавки и пенсии. Не сладко будет в этом году ученым и студентам.
Что же делать, чтобы заработала наша экономика? В этой связи, прежде всего, хочу напомнить, что согласно данным НБУ, общий объем рефинансирования коммерческих банков в прошлом 2014 году составил 149,5 млрд. гривен. В этом году для пополнения своей ликвидности выстроились в очередь еще до 50 украинских банков. А что в результате? Мы четвертый квартал подряд в рецессии и ВВП продолжает неудержимо падать. Поэтому предлагаю незамедлительно запускать рефинансирование под залог конкретных инвестиционных проектов, например, по энергоэффективности и в системе ЖКХ.
Эту комплексную программу должны утвердить Кабмин и Нацбанк. А созданная межведомственная Экспертная Рада отбирала бы и утверждала такие инвестпроекты. Соответственно удалось бы значительно повысить эффективность проектного финансирования, а также обеспечить рост доходной части государственного бюджета Украины. Более того, нам удалось бы даже в определенной мере снять проблему дорогих и коротких денег в реальном секторе экономики. В частности, предлагаю такие кредиты предоставлять на срок не менее 3-х лет с возможностью пролонгации. Для этого можно было бы запустить вначале «пилотный» проект, а далее расширять эту практику.
Итак, почему до сих пор ни одна из причин нашего украинского кризиса так и не устранена? Да потому, что они системные. Должна меняться вся система, а этим, видимо, никто и не хочет заниматься. Вот сейчас мы и возвратились к истокам моего скепсиса. Не сможет этот Кабмин сделать так, чтобы наша экономика начала работать. Со своими коллегами мы могли бы запустить этот процесс, т.к. помимо знаний, у нас есть умение. Ведь, как говорится, не важно, сколько денег у тебя на счету, важно, чтобы ты умел этот счет пополнять. Мы знаем, как это делать, а они не могут даже для себя четко сформулировать основные узлы проблем.