Кому просчеты и неудачи в экономике выгодно списывать на АТО?

Немало еще таких чиновников, кому выгодно все просчеты и неудачи по выходу из экономического кризиса списывать на АТО. Более того, всё чаще слышу мнения экспертов, что и спрос активно подогревается под то, что у нас так громыхает. И всё же тревога никуда не уходит, ключевые проблемы так и не решаются. Неизвестно, что еще вылезет на поверхность? Более того, никуда не исчезает и растущий государственный долг Украины. Самое страшное, что ни коррупция, ни госдолг никуда не исчезнут и в 2015 году. И никто не знает в Украине, как эти проблемы теперь решать?

Правда, последняя фраза в современных украинских реалиях звучит даже как-то оптимистически. Она предполагает, что, может быть, верное решение есть, но пока его не придумали, т.е. мы пока не может, но физическая возможность имеется. В этой связи, если посмотреть на платежный баланс Украины за 2014 год, то там огромная «дыра», о внушительных размерах которой говорил Премьер-министр А.Яценюк. И, конечно, нет притока денег по счету операций с капиталом. Ослабла и внешняя платежеспособность страны, т.к. она напрямую зависит от того, насколько успешно Украина сможет аккумулировать доходы от экспорта и как много она покупает импортных товаров.     

Хорошо, что Кабмину А.Яценюка удалось договориться с МВФ о кредите в 17 млрд. долл. США, и мы в январе ждем очередной транш в $3 миллиарда. Однако, из-за событий на востоке страны, очень мало иностранных инвесторов, готовых вкладываться в Украину. А борьба на глобальных рынках за инвестиции – очень высока, и Украина ее сильно проигрывает. Поэтому в текущей ситуации НБУ, вероятнее всего, будет продолжать поддерживать доллар США и не давать гривне укрепляться, чтобы избежать хотя бы лишней волатильности. Словом, гривну будут и дальше ослаблять. Допускаю, что руководство НБУ может в какой-то момент выставить такой курс гривны (в краткосрочной перспективе), какой посчитает нужным. Но потом говорить, что Нацбанк играет на нашем рынке центральную роль - не придется.

Национальный банк будет вынужден всё делать для того, чтобы движение нацвалюты было в нужном направлении и не избыточно большим, а с другой стороны  не настолько корректировалось, чтобы не навредить экономике в целом. Прежде всего, не навредить исполнению госбюджета, который – слишком дефицитный. А соответственно и те макроэкономические показатели, которые касаются объема денежной массы, должны соответствовать параметрам начавшегося 2015 года. Ведь чем сильнее кризис, тем сильнее в рамках данной валютной системы доллар США. Или чем сильнее доллар, тем сильнее кризис.

Более того, такое ощущение, что за последние годы тех наших граждан, у которых есть доходы, банкиры просто закредитовали. То есть, с одной стороны, экономика Украины не закредитована. С другой, – те граждане, кто еще пока получает реальные доходы, закредитованы. И уже в ближайшее время потребуется рекапитализировать от 40 до 50 коммерческих банков. Но где для этого брать деньги? Самостоятельно НБУ с этой задачей не справится. Но даже если решится, в этом случае за дополнительной эмиссией последует инфляция. Что делать? В принципе, есть оригинальное и довольно конструктивное предложение: почему бы бремя рекапитализации отдельных наших банков не возложить на азиатские суверенные фонды. Например, на Китай, на Сингапур и страны Ближнего Востока. Думается, это было бы очень удачное техническое решение. В самом деле, сегодня огромные накопления в Азии, они не знают, куда их приложить.

Такие трудноразрешимые проблемы не у одних только украинских банков. По-моему, мало кто из чиновников сегодня задумывается над тем, что дальнейшее запутывание бюджетно-финансовых и банковских «узлов» всё негативнее влияет на реальный сектор украинской экономики: либо на ее дальнейшее падение, либо на ее очень медленное восстановление. Более того, правительство проблему госдолга с удивительным упрямством пытается решить преимущественно путем сокращения бюджетных расходов. Для уменьшения дефицита госбюджета собственно большого ума и не надо. Достаточно налоги повысить, а расходы сократить. Всё?!

А ведь чиновники должны знать, что такие их действия производят лишь угнетающее воздействие на экономику любого типа. Какую бы экономику мы ни взяли, применяемые у нас меры всегда сокращают шансы на развитие, во всяком случае - временно. Поэтому для инвестора, который держит наш долг, картина маслом выходит неприглядная. У него процентная ставка выше, чем просто в реальном выражении. Это означает, что долг не обслуживаемый, он будет и дальше расти. И в этой ситуации наши гособлигации надо сбрасывать. А кто их будет покупать? Наш НБУ? Или суверенные фонды из Азии? А вот если бы наша экономика росла темпами 3,5% - 4% в год, то ни один бы инвестор не усомнился в способности Украины обслуживать свой долг. Плюс, если бы выстроить взаимовыгодные отношения со странами Азии и Ближнего Востока, можно было бы реализовывать красивые и изящные решения.

К этому еще надо добавить то, что уже многие годы имеет место систематическое занижение уровня инфляции, т.е. мы исключительно наблюдаем за искусством статистики. В этой связи нельзя не вспомнить слова известного классика, который говорил, что есть три вида лжи. Обычная ложь, потом злонамеренная ложь и, наконец, статистика. Так что при помощи статистических манипуляций можно достаточно гибко варьировать и инфляцией и индексом потребительских цен. Поэтому ощущение роста цен у нашего населения всегда выше, чем данные официальной статистики. И говорить о том, какая инфляция будет в 2015 году пока рано. Правда, и само государство провоцирует инфляцию. Например, глядя на решения по повышению тарифов на газ, электроэнергию и тепло, то они даже превышают прогнозные темпы инфляции.

Вообще, картина вырисовывается абсурдная. Ликвидность в банковской системе есть, но деньги только короткие и дорогие. Воспользоваться ими для удержания инфляции и модернизации предприятий реального сектора экономики, включая, ВПК практически нельзя. И это наша основная беда в экономике страны. Смогут ли в 2015 году А.Яценюк и В.Гонтарева эффективно использовать инструменты денежно-кредитной политики для целей развития производственных предприятий и, безусловно, «оборонки»? Это - главное, а не стерилизация денежной массы. И уж точно здесь ни причем АТО.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram