Какие для этого можно было бы использовать инструменты? Сейчас в повестку дня переговоров о реструктуризации нашего долга поставил бы СВОП, как способ удлинения нашего долга, что позволит снижать ежегодные платежи по долгам. Второе направление в переговорах – это получение новых займов на более льготных условиях из-за войны на востоке Украины, что позволило бы уже в ближайшее время рефинансировать решение самых горящих проблем. Предложил бы и другие механизмы и способы вплоть до списания части долгов. А о том, что нам сегодня надо списывать часть долгов, думаю, на Западе все уже понимают.
В этом русле надо только грамотно вести переговоры, учитывая два очень важных обстоятельства. Первое, в связи со списанием наших долгов понесут убытки западные банки и фонды. Второе, под ударом могут оказаться долговые рынки ряда европейских стран. Поэтому наши предложения для партнеров по переговорам не должны привести к увеличению, а, наоборот, к уменьшению этих опасностей. Поэтому решения должны приниматься комплексные. И при их принятии очень важно убедить рынок и, в частности, иностранных инвесторов, что Украину можно продолжать дальше рефинансировать.
А убедить очень просто. Мы должны без эмоций, с помощью аргументов и фактов показать, что наши долги можно и дальше рефинансировать. При этом главным нашим аргументом сейчас для наших западных партнеров может быть только один – это начать реальные бюджетные реформы. Реально сократить дефицит госбюджета. И если зарубежные инвесторы увидят, что в этом направлении нами достигнут существенный прогресс, то наши долги ими будут продолжаться рефинансироваться. И это также очень чувствительный показатель для МВФ.
Более того, нашему правительству в эти дни необходимо как можно скорее нащупать наиболее оптимальную траекторию или найти оптимальный баланс между сокращением дефицита бюджета и сохранением доверия инвесторов. Но это уже искусство макроэкономического управления финансовых властей.
В тоже время у меня теплится надежда, что Запад второй раз на те же грабли не наступит, как это было в 2008 году. И не допустит неподготовленный дефолт Украины. Хочется верить, что у нас найдутся достойные переговорщики, которые уже в этом году закончат переговоры тем, что будет СВОП по некоторым нашим облигациям (удлинение долга), и будет выделен очередной транш МВФ. И по большому счету всем будет хорошо, т. к. все те, кто покупал «страховку» от дефолта заработают деньги.
И, конечно, руководству НБУ пора задуматься над тем, что продолжение давления на гривну и падение нашей национальной валюты означает лишь только усиление различных рисков в нынешней ситуации. А когда риски усиливаются, то и капиталы соответственно бегут из страны. И, господа, вспомните постулат экономической теории, прописанный во всех учебниках, о том, что деньги в долгосрочном периоде нейтральны. А кредитно-денежная политика может оказывать влияние на экономику лишь в краткосрочном плане, сглаживая циклические колебания. А в долгосрочной перспективе рост экономики зависит от других факторов.
Думаю, многие хотели бы знать, что же будет с нашей экономикой не в далеком будущем, а скажем в течение года-двух. Анализ ситуации в стране говорит о том, что бизнесу предстоит адаптироваться к очень низким темпам роста (учитывая эффект низкой базы). Нужно оставить иллюзии, что мы сможем в этом периоде вернуться к докризисным показателям. Также сдерживающим фактором останутся избыточные долги. Из-за этого не будет на рынке больших трат. Сохранится тенденция к сбережениям на «черный день». Словом, мы вошли в период слабой экономической конъюнктуры.