Причем, рассказ об альтернативах также важен, как публикации просветителями энциклопедий в XVIII веке, без которых, вероятнее всего, в те времена не было бы буржуазных революций. Так вот, сейчас представители рыночной школы экономической теории говорят нам о том, что никакой альтернативы нет для минимально регулируемой рыночной экономики, где доминирует частная собственность. Если попытаться создать что-то другое – всё тут же развалится и экономического развития не будет. Другие экономисты резко стали возражать первым, особенно в последнее время. Дескать, альтернатива есть, и экономика не развалится в случае внедрения их экономической модели. Есть мировой опыт, который это доказывает. Но при этом такое альтернативное экономическое развитие в Украине не будет отвечать интересам тех, кто имеет экономическую и политическую власть в стране. А, следовательно, говорят другие экономисты: «Уважаемые граждане, вы должны заняться тем, чтобы на деле научиться отстаивать свои экономические интересы политическими и социальными методами, создавая настоящие общественные организации, профсоюзы и поддерживая определенные партии».
Правда, когда в так называемые «жирные» нулевые годы (благодаря почти неограниченной раздаче кредитных денег) быстро рос уровень доходов людей, тогда никого не волновало, какую экономическую политику осуществляют власти. Главное, чтобы увеличивались размеры выплачиваемых зарплат и пенсий. А сейчас, когда мы видим уже падение экономики, рост инфляции и безработицы, стало возрастать и давление на власть. Теперь Президенту, правительству и законодателям надо что-то придумывать, чтобы соответствовать ожиданиям рядовых людей. И здесь властям надо обращаться в первую очередь к различным экспертным сообществам. К примеру, одна рабочая группа экономистов при Кабинете Министров Украины могла бы разработать «Стратегию развития 2020», другая – экономическую составляющую «Нової країни», третья – концептуальные предложения от ученых Национальной Академии наук Украины и т. д. Далее власть должна смотреть, какие варианты приемлемы и наиболее эффективны в ходе их внедрения и реализации.
Поэтому нужно давать экономическую оценку политическим решениям и конкретно каждому политическому лидеру, - какой они принесли ущерб или доход своими действиями при проведении социально-экономической политики страны. Кстати, до кризиса 2008 – 2009 годов экономисты во всем мире были очень уважаемыми людьми. Судите сами, только в США экономический рост непрерывно длился 130 месяцев – настоящий «золотой период». Словом, каждый день солнце, ни одной тучки. И многие думали, что так будет всегда. А потом раз, и солнечные дни закончились.
Почему так произошло? Видимо, экономическая наука всё больше и больше должна смыкаться с математикой. Многие макроэкономические показатели надо точно и правильно считать. Другое дело, что у нас во власти почти все предыдущие годы были чиновники, которые считать не умели (конечно, не в собственном кармане). И не коррупционные алгоритмы они плохо понимали. Так вот, государственный бюджет – это вещь абсолютно считаемая, и он должен прогнозироваться. А у нас почему-то считают, что чем с большей ошибкой будет составлен бюджет (с погрешностью 20% - 50%) – это хорошо. А на самом деле все цифры в Законе о госбюджете должны быть точными и обоснованными.
Налоги и их влияние на экономику – также вещь очень хорошо считаема и прогнозируема. Денежно-кредитная политика, в частности, возможности эмиссионного финансирования без влияния на рост инфляции – то же всё считается. Пенсионная система – это вообще полностью всё подчинено актуарным расчетам. Поэтому нам нужны экономисты со знанием математики, но категорически не нужны догматики, аферисты, словоблуды и не нужны апологеты.
Конечно, не мы одни пытаемся пройти через тернии к звездам. На самом деле, люди столетиями шли к пониманию того: нужна ли им рыночная экономика? Века прошли, прежде чем от феодальной системы с натуральным хозяйством человечество дошло к рынку, наемному труду и капиталу. Поэтому какие-то экономические теории устаревают, а какие-то приходят им на смену. Правда, зачастую в долгой и мучительной борьбе. И сегодня в мире, в том числе, и в Украине на смену неолиберальной ортодоксии, которая доказывает, что кроме «невидимой руки рынка» и частной собственности ничего нет, идет новая экономическая теория, доказывающая, что можно успешно жить и по-другому, как, например, в Китае. Мы еще долго будем спорить. Удастся ли доказать, что при введении прогрессивной шкалы подоходного налога, бесплатного образования и государственного регулирования будет повышаться индекс человеческого развития, будут решаться экологические проблемы, будет расти благосостояние не 1% бизнес-этиты и высокопоставленных чиновников, а всего населения страны?
Словом, альтернативные пути экономического развития Украины у нас есть. Если же оптимистичным взглядом оценить нашу экономику, сравнивая ее с физикой, то мы сейчас где-то находимся на переходе от Ньютона к Эйнштейну. Надо признать, что наша экономическая система развивается быстрее, чем мы успеваем осмысливать, как она развивается. И самое главное, хорошо, если бы наша экономическая наука ответила на ключевой вопрос: «А всё-таки, что будет дальше с экономикой Украины?».