Если украинский частный сектор найдет продуктивные зоны

Уже в ближайшее время потребуется рекапитализировать от 30 до 40 коммерческих банков. Но где для этого брать деньги и заинтересованных лиц? Самостоятельно НБУ с этой задачей не справится. Но даже если решится, в этом случае за дополнительной эмиссией последует инфляция. Что делать? Есть оригинальное и довольно конструктивное предложение: почему бы бремя рекапитализации отдельных наших банков не возложить на азиатские суверенные фонды. Например, на Китай, на Сингапур и страны Ближнего Востока. Думается, это было бы очень удачное техническое решение. В самом деле, сегодня огромные накопления в Азии, они не знают, куда их приложить. И тут мы со своим предложением для суверенных фондов, т. е. это не приватизация, а как бы частичная национализация в пользу других стран.

Фото: Виталий Головин

По-моему, мало кто из чиновников сегодня задумывается над тем, что дальнейшее запутывание бюджетно-финансовых и банковских «узлов» всё негативнее влияет на реальный сектор украинской экономики: либо на ее дальнейшее падение, либо на ее очень медленное восстановление. Более того, правительство проблему госдолга с удивительным упрямством пытается решить преимущественно путем сокращения бюджетных расходов. Для уменьшения дефицита госбюджета собственно большого ума и не надо. Достаточно налоги повысить, а расходы сократить. Всё?! А ведь чиновники должны знать, что такие их действия производят лишь угнетающее воздействие на экономику любого типа. Какую бы экономику мы ни взяли, применяемые у нас меры всегда сокращают шансы на развитие, во всяком случае - временно. Поэтому для инвестора, который держит наш долг, картина маслом выходит неприглядная. У него процентная ставка выше, чем просто в реальном выражении. Это означает, что долг не обслуживаемый, он будет и дальше расти. И в этой ситуации наши гособлигации надо сбрасывать. А кто их будет покупать? Наш НБУ? Или суверенные фонды из Азии?

А вот если бы наша экономика росла темпами 3,5% - 4% в год, то ни один бы инвестор не усомнился в способности Украины обслуживать свой долг. Плюс, если бы выстроить взаимовыгодные отношения со странами Азии и Ближнего Востока, можно было бы реализовывать красивые и изящные решения. Но пока для этого у нас политических шансов нет. Вот в такие моменты для Украины как никогда нужен яркий политический лидер, который смог бы большинство за собой повести. А остальных потом переубедил бы своим авторитетным мнением.

Но даже в этой чрезвычайно сложной ситуации опускать руки не надо, эксперты Института развития экономики Украины предлагают ряд шагов для того, чтобы избежать угрозы дальнейшего падения наших рынков, в частности, для этого хотя бы начать с инвестиций частного сектора. Если украинский частный сектор найдет продуктивные зоны и всё-таки правительство примет решение о том, что не будет облагать высокими налогами инвестиционную деятельность отечественного бизнеса, то определенные шансы на успех есть для нашей экономики. Правда, нам снова нужно быть готовыми к возвращению в те времена, когда действует принцип: если обостряются экономические проблемы, то людям надо затянув пояса и стиснув зубы, искать возможности зарабатывать и выживать.

В любом случае и для меня это уже очевидно, что при таком монолитном украинском олигархате нашей стране предстоит пройти через длительный период очень сложной социально-экономической ситуации, проблемы которой будут решаться преимущественно за счет не слишком обеспеченных людей. Но, может быть, какие-то сильные решения в изменении этой ситуации смогут принять Администрация Президента и правительство по ослаблению давления на малый и средний бизнес или внедрению механизмов сдержек и равновесия, баланса интересов? Думаю, сегодня их роль не велика, и так будет до тех пор, пока в Украине, как, например, в США и странах ЕС основной движущей силой не станет средний класс, а не как у нас – олигархи. Находясь на учебе в Вашингтоне, довелось не понаслышке узнать о том, что сами американцы выбирают правительство, выбирают наиболее разумный вариант налоговой политики (она в Америке не тяжелая, но крайне сложная – даже сложно заполнить налоговую декларацию).

И вот здесь нашему обществу надо искать сильные и верные решения. Справедливости ради надо признать, что сейчас мы стоим на пороге очень больших изменений и, скорее всего, негативных для нашего государства. Потому что прежняя коррупционная модель, которая приводила к экономическому росту, всё-таки была во многом искусственной и даже иждивенческой. Но она работала, правда, преимущественно в пользу очень узкого круга людей. Сейчас она вроде бы не работает. Плюс, из-за событий на востоке страны на экспорт рассчитывать не приходится. Долго одними патриотическими лозунгами защищать гривну не получится, да это в настоящее время и не продуктивно. Даже притом, что сегодня украинский экспорт базируется не на дешевой гривне, а на дешевой рабочей силе. Ведь от того, что наша национальная валюта по отношению к доллару США будет стоить не 11грн., а все 14 грн. – Украина не начнет меньше импортировать, и не начнет больше экспортировать. Просто наше место на мировом рынке займут другие страны.

Какой видится выход из этого? По-моему, тут даже нечего и обсуждать, т.к. основное решение одно. И Президенту, и правительству, и украинскому обществу надо объединиться и попытаться использовать имеющиеся в стране возможности для того, чтобы образно говоря кормить самих украинцев. Но для этого нужно сделать наших граждан богаче, чтобы они могли всё произведенное покупать. Если наши люди станут богаче, значит, стоимость труда вырастет. И мы войдем в нормальную ситуацию развивающейся европейской страны, реализуя красивые и изящные решения яркого политического лидера.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram