«В тоже время в экономике никогда не бывает равновесия, - заметил недавно мой собеседник и убежденно заключил: - Особенно в нашей украинской экономике, если деньги решают всё, то это означает, что большинство граждан оказываются за бортом, так сказать, тех счастливчиков, которые с деньгами. Естественно, все остальные – чужие на этом празднике жизни». И, видимо, пока это похоже на правду.
Более того, если оценивать экономические модели, действующие сейчас в развивающихся странах, то они, безусловно, ориентированы на Западные государства. Они основаны на высоком уровне потребления и требуют значительного капитала, а это всё, например, в чрезвычайно сложной и даже драматической ситуации работает в Украине, мягко говоря, очень слабо. И сейчас, когда правительству надо урезать расходы, у нас для этого просто нет ресурсов. Таким образом, встает главный вопрос: а какими могут быть новые модели, которые бы учитывали наши украинские особенности?
Отвечая на этот вопрос, эксперты Института развития экономики Украины в своих предложениях сходятся к следующему заключению, что в нынешней ситуации в стране следует продолжать вливание ликвидности на внутренний рынок, но преимущественно через поддержку граждан (для удержания потребительского спроса). Для лиц, потерявших работу или значительную часть доходов, надо предоставлять право на списание до 3 000 грн. из сумм потребительских и иных кредитов, полученных ими до 1 января 2013 года. Дотировать за счет государства выплаты по ипотечным кредитам, начиная со ставки в 9% годовых в гривне.
При этом, ближайшую перспективу для нас эксперты ИРЭУ видят такой: ожидается значительный дефицит госбюджета, снижение уровня жизни в среднем не менее чем на 8%, увеличение числа безработных до конца 2014 года, существенное недофинансирование образования, здравоохранения и других социальных отраслей.
Почему пришли к таким выводам? Прежде всего, анализируя последние показатели, цифры и факты, например, в последние годы прирост внутреннего спроса у нас шел за счет потребления, а на что он уходил? Из 100 грн. прироста 53-57% покрывались инфляцией, 22-25% покрывалось импортом, и лишь 1грн. из пятидесяти – стимулировала внутреннее производство. Что показывают эти цифры? А то, что если сейчас мы будем стимулировать потребление, то на 50-60% будем стимулировать инфляцию, остальное – импорт, и только на 20% - внутреннее производство. Не хочу сейчас говорить, что – плохо, а что – хорошо. Важнее отметить: стимулирование потребления населения приведет к еще большей инфляции и росту импорта, особенно при стабильном обменном курсе.
Как ни хочется это сознавать, но ближайшая перспектива, по мнению экспертов Института развития экономики Украины, может быть такой: девальвация гривны ускоряет рост потребительских цен. А далее давайте подсчитаем: если гривна ослабеет к доллару США на 1%, то потребительские цены вырастают на 0,2-0,3%. Несложно и следующее подсчитать, что такое снижение гривны может прибавить к инфляции 6-9%.
Собственно, одна из основных причин нынешнего и экономического, и политического кризиса – это капиталистическое противоречие между производством и потреблением. И за всем этим стоит политика. Конкретная, ничуть не абстрактная политика. И вот вопрос, господа: что делать нам? То ли плюнуть на этих политиков, то ли продолжать их кормить? Правда, не понятно уже из каких бюджетов. Скоро нам придется учитывать не только риски, а и отечественные экономические и политические циклы: от «пузыря» к «пузырю», от майдана к майдану.
И еще одно конкретное предложение. Давно пора вести эффективную и результативную борьбу с оффшорами, так как это сегодня самое главное условие выживания нашей украинской экономики. Налоги в Украине надо платить только по месту производства продукции, товаров или услуг.
Пересматривая свои старые фотографии из Вашингтона (когда там был в 1994 году на учебе), сегодня особенно актуальным кажется мемориал в честь президента США Франклина Д. Рузвельта. И прежде всего второй холл, посвященный временам Великой депрессии, где наиболее ярким его экспонатом является скульптура под названием «Голод». Там же скульптуры, на которых изображены люди перед биржей труда. Далее изображены разорившиеся предприниматели и т.д. И вот задумался, какой же мемориал наши наследники воздвигнут нам после окончания этого сложнейшего во всех отношениях украинского кризиса?