Украина-Иран: время действовать

Финальное решение Соединённых Штатов Америки и Европейского Союза о снятии санкций с Ирана, наложенных в 2005 году, открывает «золотую страницу» в истории государства. Об этом 17 января в обращении к парламенту во время представления бюджета на 2016 год заявил Президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Хасан Роухани. В начале своей речи глава государства чётко отметил: "Мы, иранцы, протянули руку всему миру в знак дружелюбия и, оставив позади вражду, подозрения и интриги, открыли новую главу в отношениях Ирана с миром". Это не просто красивые слова, а сигнал к действию. Персы отворили свои двери для иностранных инвесторов, дипломатов, учёных в ожидании развития национальной экономики, которая, по словам Роухани, лишь в нынешнем году должна достичь уровня роста в 8% ВВП.

Украина, если она не хочет быть оторванной от глобальных мировых процессов в ближайшие пять лет, должна вместе с цивилизованным миром перейти к активной фазе, в первую очередь, дипломатического и экономического взаимодействия с ближневосточным государством. Официальному Киеву есть что предложить Тегерану: это и увеличение доли морского экспорта сельскохозяйственной продукции (зерно, кукуруза, подсолнечное масло), и возвращение к диалогу о сотрудничестве в сфере авиастроения (проект самолёта АН-140 и новейшие разработки), и привлечение украинских IT-специалистов на иранский рынок. Однако ни это первоочередные задачи, которые стоят перед украинской дипломатией. Освобождение властями Ирана десяти американских моряков, задержанных ранее в Персидском заливе национальными ВМС, а также договорённость с США об обмене заключёнными, говорит о многом. Во-первых, Тегеран постепенно возвращается на орбиту интересов Вашингтона, на что указывает красноречивое заявление Госсекретаря США Джона Керри в Университете национальной обороны сразу после освобождения американских военных: «Я думаю, мы все можем представить, как подобная ситуация могла развиваться три или четыре года назад, и тот факт, что такая проблема может быть разрешена мирно и эффективно, — свидетельство критической роли дипломатии в сохранности, безопасности и силе нашей страны». Во-вторых, иранцы не отказываются от собственных региональных интересов, что заставляет их устраивать подобные провокации, дабы проверить уровень болевого порога стран демократического содружества.

Этой ситуацией может воспользоваться Украина. Ведь наше посольство в Иране может и должно играть роль посредника между миром западным и миром ближневосточным в решении вопросов освобождения и обмена политических заключённых, пленных. Украинское диппредставительство имеет все шансы стать успешным переговорщиком, так как, по мнению властей Ирана, Украина является нейтральным государством, в отличие от западных держав, к которым у большинства персов сохраняется прохладное, если не сказать враждебное, отношение. Именно поэтому посольство Украины в Иране имеет право предложить свою помощь в делах «критической дипломатии» спецслужбам государств-союзников. Однако эта роль не может быть до конца исполнена без кадровой реорганизации и укрупнения самого представительства, чем, возможно, и стоит заняться украинскому Министерству иностранных дел. Стоит отметить, что назначение Сергея Бурдыляка послом Украины в Иране символизирует, что украинская власть понимает всю важность момента.

Следующим шагом на пути к углублению дипломатических и экономических связей Украины с ИРИ может стать предложение о поставках иранской нефти в Европу через территорию нашего государства. Постепенные корреляции на рынке нефти и изменения, происходящие в экономике Китая, заставляют поставщиков «чёрного золота» искать новые рынки сбыта. Так, на европейском рынке, помимо привычной российской нефти, появилась нефть американского и саудовского происхождения. Так почему бы Европе не воспользоваться иранскими энергоресурсами и украинской транзитной системой? Кроме того, таким образом мы сможем диверсифицировать источники поставок и к тому же поучаствовать в многовековом споре Ирана и Саудовской Аравии – стран-экспортёров «чёрного золота», - добившись для себя приемлемых условий.

Вместе с тем, к вопросу сотрудничества с Ираном стоит подойти взвешено, учитывая конкуренцию по определённым экономическим направлениям. И украинское, и иранское государства ныне рассматриваются правительством Китая, как часть инициативы «один пояс, один путь». Речь идёт о создании Великого шёлкового пути через Китай в Европу за счёт образования многоканальных маршрутов, по которым будет поставляться китайская продукция. Здесь перед Украиной стоит сразу две проблемы: во-первых, Иран владеет довольно развитой инфраструктурой и может взять на себя большие объёмы поставок, во-вторых, в отличие от Киева, который активно борется за внимание Пекина, Тегеран изначально входит в сферу интересов китайского правительства. Так, согласно заявлению официального представителя МИД КНР Лу Кана, Президент Китайской народной республики Си Цзиньпин нанесёт с 19 по 23 января первые в 2016 году государственные визиты в Саудовскую Аравию, Египет и Иран. Известно, что вместе с лидером Поднебесной в иранскую столицу прибудет около ста представителей китайского бизнеса, что, скорее всего, повлечёт за собой подписание значимых и для одной, и для другой страны соглашений. Следовательно, перед украинской дипломатией стоит ещё одна важная задача: координировать деятельность посольств в Китае и Иране и постоянно анализировать градус отношений между этими двумя странами. Кстати, в этом может добиться успеха новый украинский посол, который до своего назначения работал генеральным консулом Украины в Шанхае.

Таким образом, дальнейшее развитие взаимоотношений между Украиной и Ираном имеет широкие перспективы. И здесь речь идёт не только об увеличении товарооборота между двумя странами, диверсификации поставок энергоносителей или полноценной работе посольств, но и о том, что Украина имеет все необходимые возможности стать активным политическим игроком на международной арене.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram