Для нас, как организации, ролью которой является защищать и помогать гражданским лицам в вооруженных конфликтах и других ситуациях насилия, вопрос о школах в зоне конфликта является одним из самых острых. С одной стороны, с точки зрения безопасности, можно подумать, что закрытие учебных заведений рядом с контактной линией было бы хорошим решением. Но это означало бы лишение многих детей возможности получить базовое образование на неопределенный срок. Вдоль 470-километровой контактной линии насчитывается около 200 учебных заведений. Только представьте, сколько детей рискует остаться без образования.
Кроме того, для жителей многих сел и городов функционирующая школа является символом того факта, что жизнь – хотя и трудная и опасная – продолжается. Я посещал на Донбассе места, где местная школа остается единственным действующим учреждением в селе. Есть случаи, когда ученики ходят в школу и пересекают контактную линию каждый день. И, возможно, покажется удивительным, но многие директора школ говорят нам, что успеваемость их учеников значительно улучшилась с начала конфликта. Это может отражать те непрогнозируемые пути, с помощью которых конфликт может изменить ценность вещей, которые мы обычно считаем само собой разумеющимися.
Сказав все это, следует отметить, что проблема безопасности – это то, что больше всего беспокоит родителей. Дети – самое ценное, что есть у родителей, и жить в зоне конфликта психологически легче, когда вся семья вместе. Иногда родители надеются, что их дети будут в большей безопасности в школе.
Поскольку многие школы в зоне конфликта продолжают функционировать, МККК работает над тем, чтобы сделать их настолько безопасными, насколько это возможно. Мы работаем над программой «Более безопасные школы» уже три года, охватывая ею многочисленные образовательные учреждения, расположенные вдоль контактной линии. Мы используем многогранный подход. Наша деятельность напрямую отвечает потребностям тех, кто больше всего пострадал от конфликта, и включает в себя психологическую поддержку, образование по вопросам минной опасности, оснащение школьных бомбоубежищ и предоставление аптечек первой помощи. На прошлой неделе в Павлополе, возле от Мариуполя, мы открыли безопасную игровую площадку для детей, чтобы местные дети могли играть на открытом воздухе, не рискуя наступить на неразорвавшиеся снаряды или мины. В Павлополе нет действующих школ и детских садов.
Существуют также структурные работы: ремонт поврежденных зданий или защита и укрепление окон. К примеру, детям в школах, расположенных вдоль линии соприкосновения, рекомендуется не вставать при ответе на занятиях, потому что деревянные сэндвич-панели, которые мы устанавливаем на окнах, защищают их от пуль и снарядов только до уровня головы сидящего ребенка.
Следует еще раз подчеркнуть, что международное гуманитарное право однозначно классифицирует школы и детские сады как объекты, преднамеренный обстрел которых является незаконным, а размещение военной техники и персонала вблизи них неприемлемо. Дети, учителя и школы не являются мишенью и не должны подвергаться риску.
В конце августа мы снова посетили школы вдоль линии соприкосновения, чтобы проверить, насколько они безопасны для учеников, и какие улучшения по-прежнему необходимы. Учителя и родители были очень заинтересованы и поддерживали нашу работу. Но то, что мы хотели бы видеть больше всего, это родительскую сосредоточенность на повседневных проблемах: какие ручки и тетради нужно купить для своих детей, или каков уровень преподавания литературы или математики в школе. Родители не должны беспокоиться о том, что их дети оказываются в опасности, сидя в классной комнате. Давайте все вместе сделаем все возможное, чтобы сделать школы максимально безопасными, так как начинается новый учебный год.