ГлавнаяБлогиЮрия Чубатюка

Вирусный кризис жанра

Как чувствует себя украинский бизнес, как он выживает без помощи государства и что от него останется по окончанию карантина.

Фото: EPA/UPG

Прямо сейчас перед Украиной стоит глобальный вызов, реакция государства на который даст четко очерченное понимание общества и бизнеса, за что бороться. Или и вовсе бежать без оглядки, как только Запад откроет свои границы. Притом это тот конкретный случай, когда мировая потребность будет выше прежней и сконцентрируется не только на интеллекте, но и на «классической» рабочей силе, которую экономически аргументировано оценят по достоинству.

Почему мы сейчас говорим именно про Украину сквозь призму экономического и политического аутсайдера на фоне проблемы, которая штормит другие страны с куда более разрушительной силой? Потому что они этот вызов уже приняли и перешли в режим немедленного реагирования на кризис еще до того, как начали считать человеческие потери, финансовые убытки и показатели экономического спада.

По делу и факту

Украина на самом деле - крупнейший многосекторный рынок в сердце Европы, и весьма дееспособный, если дать развивающимся компаниям возможность заявить о себе как внутри, так и снаружи. Получалось с трудом, но, кто хотел, тот даже фиксировал неплохие достижения. И это несмотря на то, что открытие или расширение бизнес-деятельности в нашей стране – административный беспредел, утопленный в бюрократии.

Результат? Последний отчет Всемирного банка и Международной финансовой корпорации четко дает понять, что 137-е место среди 185 стран мира по «легкости ведения бизнеса» - отражение бесконечной борьбы местных предпринимателей за приоритетность интеллектуальной и технологической составляющих. За нереализованные возможности, невзирая на инициативность и неплохую квалификацию специалистов. За бесконечные попытки наладить диалог с властями и госинститутами для взаимовыгодного роста.

Несмотря на извечно пресекаемые перспективы, украинский предприниматель вынужденно сдирает с себя три шкуры, чтобы заявить о своей конкурентоспособности. Особенно сейчас. Тем временем государство, в период, когда бизнес – единственная «подушка» экономической безопасности, занимается популизмом, кадровыми вопросами, импортом китайской помощи и обещанием кредитовать МСП - в скором времени. Хотя половина из них либо уже утонули, либо утонут до окончания карантина, либо не увидят смысла в возобновлении деятельности в Украине в принципе.

По цифрам и перспективам

Прецедент оптимизма в отношении не только течения и «сдерживания» эпидемии COVID-19 в нашем государстве, но и в отношении его намерений воскресить компании с дефицитом оборотного капитала/ликвидности и те, которые уже почти обанкротились, - международное сообщество изучает с неподдельным интересом сейчас и еще долго будет изучать в контексте современных парадоксов.

Пока правительства всего мира запускают программы финпомощи для поддержки бизнеса, Украина взвешивает плюсы и минусы различных административных мер, никак не скоординируя их между соответствующими органами и учреждениями. Только, к сожалению, эта активность никак влияет на будущие отлаженные бизнес-процессы и операции, на работу компаний и на повседневную жизнь работоспособного населения.

Согласно обновленному макропрогнозу самого правительства, уровень инфляции возрастет до 11,6%, а ВВП упадет на 4,8%. Состоянием на конец марта в Киеве закрылись 35% предприятий, и на сей момент, очевидно, эта цифра уже выросла. По данным Advanter Group, с начала введения карантина доходы 55% украинских предприятий в целом уменьшились на треть, притом известно, что 38% из всех не смогут продержаться чуть более 2-3 месяцев.

По-честному о объективно

Пределы терпения украинского бизнеса в борьбе за выживание изучает даже Американская торговая палата совместно с крупнейшими мировыми аналитическими агентствами.

В опросе Deloitte, проведенном в конце марта, приняли участие 104 представителя (почти три четверти респондентов (71%) – руководители) из 96 бизнес-субъектов разных сфер (реализация потребительских товаров и услуг, информационные технологии, телекоммуникации/медиа и др.), в которых работает до 100 человек (40%), и в которых работает более 500 и 1000 человек.

Более половины опрошенных компаний (64%) готовы поддержать общество в защите от COVID-19. Одна треть готова предоставить финансовую помощь (32%), остальные - предоставить средства защиты (20%), медицинские приборы (10%) и медикаменты (6%). Другие варианты помощи включают информационную поддержку, ИТ-услуги, консультационные и юридические услуги, предоставление бесплатных товаров (продукты питания, вода, уборка, химчистка и т.д.). Это их индивидуальная инициатива и их персональная помощь государству. А что взамен?

Все респонденты отмечают одинаково высокую степень негативного влияния COVID-19 на бизнес и низко оценивают эффективность налоговых и прочих мер, предпринимаемых правительством для поддержки бизнеса, которой объективно нет. Более половины респондентов (65%) считают, что их организация не сможет выполнить бизнес-план даже на текущий год, и отмечают сложность составления прогнозов из-за высокого уровня неопределенности в будущем. Больше всего предприятия ожидают от правительства, в частности, обеспечения стабильного функционирования хотя бы банковской системы и продолжения сотрудничества с МВФ для обеспечения макроэкономической стабильности. На остальное украинский бизнес, к сожалению, и не рассчитывает.

Кризис коронавируса в Украине - история не просто с неясным концом, но и во многом драматическая. Ясно, что воздействие пандемии само по себе трагично. Но неужели перспектива массовой миграции бизнеса из всех секторов и без того убитой экономики не повод начать применять доступные инструменты реабилитации хотя бы по аналогии самых простых и доступных подходов того же Запада?

Юрий Чубатюк Юрий Чубатюк , Президент группы компаний Everest
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram