Как пишет нефтяное обозрение «Терминал», премьер напомнил, что стратегическим направлением Программы активизации экономики на 2013-2014 годы является глубокая модернизация производства в нефтехимической отрасли, наращивание собственной добычи углеводородного сырья и заключение долгосрочных соглашений на поставку углеводородов с государствами - ведущими экспортерами нефти и газа. По словам Николая Азарова, масштабы этой работы таковы, что доступных бюджетных капиталовложений, очевидно, недостаточно.
Видимо именно поэтому, даже несмотря на политическую конфронтацию, которая сохраняется в украинско-российских отношениях, правительство Н. Азарова намерено оптимизировать налогообложение сырья, необходимого в производстве нефтехимической продукции. Тут речь, прежде всего, о возобновлении работы «Карпатнефтехима» и Лисичанского НПЗ. Как помним, первый входит в орбиту влияния российского «ЛУКОЙЛа», вторым владеет «Роснефть».
Так, правительство предлагает Верховной Раде принять изменения в Налоговый кодекс и с 1 января 2014 г. ввести для нефтехимиков нулевую ставку акцизного сбора на нефтепродукты и сжиженный газ, произведенные в Украине, и которые потом поступают в качестве сырья на предприятия смежной отрасли. На данный момент нулевая ставка акцизного сбора действует только для легких дистиллятов.
Изменения инициировало Министерство финансов, специалисты которого решили урегулировать проблему стабильного снабжения отечественных товаропроизводителей продукцией нефтехимической отрасли. Кроме того, такое условие содержится в Меморандуме о взаимопонимании, подписанном в апреле 2013 года с крупнейшим российским инвестором - компанией «ЛУКОЙЛ».
В Минфине прогнозируют, что их инициатива не только обеспечит удешевление сырья и диверсификацию источников его поставок, но и привлечет дополнительные инвестиции на предприятия - их производство станет более рентабельным, а значит, повысится отдача от вложенных средств в его развитие. При этом Кабмин рассчитывает, что сокращение поступлений от акцизов будет перекрыто увеличением налоговых поступлений от предприятий нефтехимической отрасли, которые смогут увеличить объемы своего производства.
Россияне уже возобновили работу подконтрольного «Карпатнефтехима». Торжественный запуск предприятия состоялся 11 сентября в присутствии президента российской компании Вагита Алекперова и премьер-министра Украины Николая Азарова. Учитывая специфику момента, Николай Янович в очередной раз подчеркнул, что «сконцентрироваться необходимо на создании благоприятных условий для привлечения в нефтегазовую отрасль стратегических инвесторов».
Тем временем, у «народа» также появились вопросы. Так, некий Виктор Васильевич, поинтересовался у премьера во время его общения с пользователями социальной сети Facebook, можно ли надеяться, что в связи с тем, что «Кабмин хочет вообще убрать акциз на нефтепродукты», цены на бензин хоть немного понизятся, или, как минимум, не будут расти ещё какой-то период времени? Ответ был предсказуем и однозначен, - Кабинет Министров не планирует отменять уплату акциза на нефтепродукты. Более того, «такой налог существует во всех европейских странах, он у нас в Украине один из самых низких, и именно он формирует основные доходы Дорожного фонда, за счет которого строятся и ремонтируются дороги».
Премьер-министр также отметил, что «цены на бензин, из всех окружающих нас стран, ниже только в России и Белоруссии. И то, не намного ниже… А ведь не следует забывать, что нам Россия продает нефть по мировой цене, взимая, к тому же, привозную пошлину в размере больше 400 долл. за тонну». Далее Николай Янович приводит собственные расчеты: «Вот и посчитайте: примерно 650 долларов стоит тонна нефти, прибавьте сюда 400 долларов пошлины, прибавьте сюда еще транспортные расходы. И мы с вами получим результат: одна тонна стоит примерно 1 тысячу 200 долларов. Плюс другие накладные расходы. А теперь вы сами можете легко посчитать, какая доля акциза заложена в стоимости 1 литра топлива…».
Тут, правда, не совсем понятно, о какой нефти речь, ведь согласно официальной статистике, российское сырье в текущем году на наши заводы не поступало, и потому общие объемы поставок нефти на украинские НПЗ и Шебелинский ГПЗ за 8 месяцев текущего года снизились на 31,2% по сравнению с показателем за январь-август 2012 г. – до 2,39 млн. т. При этом переработка упала на 38% – до 2,04 млн. т. Одновременно объемы производства бензина сократились на 44,9% – до 658,1 тыс. т, дизельного топлива – на 37%, до 627,6 тыс. т, мазута – на 42%, до 322,3 тыс. т.
Таким образом, техническая отсталость украинских НПЗ и нежелание их владельцев инвестировать в модернизацию, наряду с давлением более дешевых нефтепродуктов из стран Таможенного союза, где действует льготный режим поставок российской нефти, способствуют тому, что свободную нишу и далее занимают импортные поставки, среди которых лидирующие позиции принадлежат белорусским производителям. Доля последних за последние три года выросла почти вдвое – до 3,8 млн. т, а это уже более 40% рынка.
Вместе с тем, заслуживает на внимание резюме главы правительства. «Нам удается поддерживать стабильные цены на бензин, несмотря на довольно значительные колебания мировых цен на нефть. Я уже говорил, что основная задача правительства - обеспечение нефтепродуктами страны. Мы должны иметь постоянный запас топлива и максимально быть адаптированы к колебаниям цен на мировых рынках. Ну а уж Ваше право судить, удается ли решить эту задачу правительству или нет...», - отметил Н.Азаров.
Что же, наши оценки мы оставим при себе. Но попутно отметим, что стабильность далась стране достаточно дорого, ведь согласно источникам в правительстве, в январе-июле текущего года государственный бюджет уже недополучил около 4,7 млрд. налогов с реализованных нефтепродуктов. При этом порядка 2,22 млрд. составляет акцизный сбор и 2,47 млрд. - НДС. Таким образом, поступления акцизного сбора с нефтепродуктов упали по сравнению с прошлым годом на 33%. Потому приходится констатировать наличие растущего теневого рынка - за 7 месяцев 2013 года без налогов на рынок попало около 1,33 млн. т нефтепродуктов или 25% от всего потребления. При сохранении такой динамики суммарные потери поступлений в госбюджет за счет налогов с бензина и дизтоплива в 2013 году превысят 1 млрд. долл. Кто виноват и кто выигрывает в данном случае, многие уже знают…
Завершим же весьма симптоматичным воспоминанием народного депутата от правящей партии Анны Герман об умении президента Украины убеждать людей: «В 2004 году, когда был бензиновый кризис, Янукович собрал богатых людей, которые всем этим заведовали. Он должен был их переубедить, чтобы они не поднимали цены на бензин. На встрече им принесли чай. Дальше он зашел - они сидят. Он молчит - они молчат. Через какое-то время он им говорит: «Пейте чай, господа». И цены никто не поднял»…