ГлавнаяБлогиБлог Юрія Огірчука

Cui prodest?

Кому на самом деле выгодно блокирование работы сетей И. Коломойского.

В первые дни нового года рынок нефтепродуктов еще было не успел отреагировать на требования Антимонопольного комитета. Ценовой коррекции в сторону снижения цен и приведения их к экономически обоснованному уровню пока не наблюдалось.

Куда более заметна была, а впоследствии может стать и не менее ощутимой для рядового потребителя, подковерная возня вокруг розничных сетей крупнейшего участника розничного рынка – группы «Приват». Потому, попробуем разобраться, что же на самом деле стоит за вдруг проснувшимся рвением налогового ведомства…

 Итак, в первые дни нового года продолжились начатые налоговиками в декабре массовые проверки принадлежащих «Привату» сетей автозаправочных станций, покрывающих более четверти всего заправочного бизнеса в стране. Таким образом, вслед за банкротством «Донбассаэро», наряду с проблемами «АэроСвита» у Игоря Коломойского добавилось проблем еще и в сфере торговли продуктами нефтепереработки. А на фоне того, что еще с 1 декабря из-за несговорчивости властей в вопросе дотаций на электроэнергию полностью остановил производственные мощности входящий в группу «Приват» Запорожский ферросплавный завод и практически остановлен подконтрольный Стахановский завод ферросплавов, ситуация выглядит вообще катастрофической. Не хватало еще, чтобы проблемы начались у крупнейшего в стране финучреждения – «Приватбанка». Однако, ряд опрошенных нами экспертов, выразили мнение, что катастрофы не будет – расшатываемому бизнесу Игоря Валерьевича глубоко упасть не дадут, – его подхватят «заботливые руки» нового собственника…

Напомним, что проблемы возникли сразу в четырех областях - Житомирской, Винницкой, Харьковской и Черновицкой на заправках, принадлежащих сетям «Авиас», «Укрнафта» и АNP. При этом в ряде случае имел место даже слив и вывоз топлива с заправок. Налоговики объясняют, что проверки на АЗС проводятся исключительно в рамках реагирования на жалобы граждан Украины относительно невыдачи расчетных документов и низкого качества продаваемых горюче-смазочных материалов. Об абсурдности этого обоснования мы говорили на прошлой неделе. Однако в борьбе за столь привлекательный актив все методы хороши…

Интересна точка зрения по этому вопросу президента Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонида Косянчука, который в частности, считает, что проблемы на приватовских заправках на самом деле существуют уже давно. Стоит припомнить хотя бы подобные события, связанные с компонентами, которые они добавляли в топливо. По словам эксперта, эта компания «характеризируется тем, что она оптимизирует налогообложение, где только может». Однако даже г-н Косянчук не понимает, почему проверяют именно сейчас и именно в упомянутых выше областях. В то же время, по мнению главы отраслевой ассоциации, даже если «Приват» по примеру своих ферросплавных заводов остановит последний работающий НПЗ в Украине, это никак не отразится на отечественном рынке топлива. Тут позволим себе не согласиться – изменение маркетинговой стратегии розничных сетей, входящих ныне в группу «Приват», лишит рынок «ценового якоря» и неизбежно подтянет среднерыночные цены вверх.

В любом случае, проблемы «Привата» не случайны и могут означать давление со стороны властей. Кстати подобной точки зрения придерживается и экс-уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. «Я думаю, что это неслучайно, и такое совпадение следует заземлять на собственнике этих бизнесов - Игоре Коломойском. Это фактически конфликт между элитами. Я ничего не хочу говорить позитивного или негативного о Коломойском, но то, что он является несколько инородным телом по отношению к сегодняшней власти – это факт. И на сегодняшний день все выглядит так, что власть заставляет его быть более сговорчивым», - отметил Соколовский.

Как видится, речь тут, скорее всего, не идет о борьбе за источник якобы «некондиционного» ресурса – кременчугскую «Укртатнафту». Похоже, причиной всех бед днепропетровской группы на топливном ринке является мощнейшее желание полностью вытеснить с рынка топливо украинского производства. Дабы не осталось альтернативы ресурсу импортного происхождения. Потому, сюда логично вписываются и потуги таможенной службы, имевшие место в конце прошлого года. И наиболее вероятным выгодополучателем тут видится именно харьковская группа в лице «надводной части айсберга» - компании «Газ Украина» небезызвестного Сергея Курченко.

Данная кампания в этой связи выглядит не иначе, как продолжение консолидации активов «молодежным крылом» продолжающего укрепление донецкого центра силы, все чаще именуемого в экспертном сообществе емким словом «Семья». И воплотить гениальный план в жизнь поможет, как нельзя кстати проведенное объединение налоговой и таможенной службы. Что бы там не говорили о том, что создание единого министерства доходов и сборов является логичным и эффективным шагом в контексте системных реформ… Речь скорее о продолжении ставшего системой эффективного «отжима» бизнеса.

И совсем не случайно, что в биографии «молодого да раннего», размещенной на сайте его новой игрушки – ФК «Металлист» (кстати, практически отобранного у другого авторитетного харьковского бизнесмена А.Ярославского) идет речь о небывалых успехах группы компаний «Газ Украина». В частности, там можно узнать и тот факт, о котором мы неоднократно писали ране - сегодня группа «Газ Украина» занимает лидирующие позиции на украинском рынке крупнооптовой торговли сжиженным газом, обеспечивая поставками порядка 70% потребностей рынка. Как они этого добивались напоминать, пожалуй, не стоит.

Там же размещен и более емкий месседж, согласно которому, в течении 3-х последних лет, группа заняла лидирующие позиции и на рынке нефтепродуктов Украины! Сегодня ее клиентами являются все крупные сети АЗС страны. Более того, для формирования устойчивых каналов сбыта группа с начала 2011 года приступила к непосредственному созданию собственной сбытовой сети АЗС на территории Украины и на рынках Центральной Европы.

Расшифровка же всего вышеизложенного дается там же. И ее формулировка прямо наводит на мысль, что именно Сергей Курченко и является тем недостающим элементом в игре под емким названием «Создание специмпортера». Речь о том, что как уверяют нас на сайте ФК «Металлист», система долгосрочных контрактов, сформированных группой за последние годы, позволяет обеспечить бесперебойное снабжение потребителей Украины всеми видами топливной продукции, вне зависимости от рыночной конъюнктуры и других факторов. Вот! Именно концовка – венец всему! Все как на высшем государственном уровне - стабильность превыше всего, вне зависимости от любых возможных факторов!

Не лишним будет напомнить, что подобных заявлений не делали ни Дмитрий Фирташ, ни Ринат Ахметов, ни представители «Роснефти» и Газпром нефти», ни любой другой потенциальный крупный инвестор в украинскую нефтянку.

В данной связи отметим и то, что столь успешному и бурно растущему предприятию, как «Газ Украины» совсем не нужен конкурент в лице И. Коломойского с его розничными сетями, торгующими, кстати, отнюдь не импортным ресурсом, который к тому же существенно выигрывает в ценовом отношении.

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram