"Кто вы такой, чтобы судить меня? Я вас спрашиваю, Эро, премьер-министр Олланда, кто вы такой? Я никогда никого не убивал и, как мне кажется, не совершал недостойных поступков. Я заплатил 145 миллионов евро налогов за 45 лет, я трудоустроил 80 человек. Я не собираюсь плакаться или хвалиться, но отказываюсь принимать слово "жалкий", - подчеркнул Депардье в письме Эро. - ...Я уезжаю, уплатив вам 85 % налогов с заработанных мною денег. Я отдаю вам мой паспорт и мою социальную страховку, которой я никогда не пользовался. У нас с вами нет общей родины, я истинный европеец, гражданин мира, как тому научил меня мой отец".
После ответного письма к обвинениям премьера в адрес Депардье присоединился сонм других политиков. Депутат Соцпартии Янн Галю назвал поведение актера "глубоко эгоистичным" и заговорил о принятии закона о лишении французского гражданства тех, кто покинул страну из-за нового налогообложения. Министр труда Мишель Сапен назвал решение знаменитости "личностным падением". Министр культуры Орели Филиппетти возмутилась показным решением Депардье сдать французский паспорт. Министр по связям с парламентом Ален Видали был поражен и назвал оскорбительной фразу актера о том, что "у нас нет больше общей страны". Первый секретарь Соцпартии Арлем Дезир подчеркнул, что "паспорт не выбирают исходя из размера налогов".
С 1 января 2013 года налог для французов, чей доход превышает 1,3 млн евро, будет составлять 75%. Гонорары Депардье могут достигать около 2 млн евро, а учитывая, что В Бельгии налога на богатство нет, а максимальная ставка подоходного налога составляет 50%, со стороны любого здравомыслящего человека решение актера является вполне логичным. Французское правительство, однако, видит все в другом свете. В настоящее время во Франции более трех миллионов безработных, то есть почти 10% от экономически активного населения страны, и в ближайшей перспективе их число будет лишь увеличиваться. Налог на роскошь станет не только исполнением предвыборных обещаний президента-социалиста Франсуа Олланда, но, по расчетам французских властей, позволит собрать 20 млрд евро в 2013 году, что, в свою очередь, позволит возродить французскую экономику к 2014 году.
Политические лидеры зациклились на Депардье, но актер остается любимчиком французов, и его репутация едва ли сильно пострадает от упреков в непатриотичности, тем более, что в последнее время он фигурировал в нескольких других скандалах. Так, в конце ноября он в нетрезвом виде попал в ДТП на своем скутере, в августе избил автомобилиста, а в 2011 году помочился в бутылку на самолете, следовавшем из Парижа в Дублин. Кроме того, сам актер утверждает, что "не обязан объяснять причины своего выбора", поскольку "их слишком много, и они слишком личные".
"Фильмы, в которых я снимался, свидетельствуют о моей любви к Франции и к ее истории. Эту страну покинули люди более выдающиеся, чем я. И мне, к сожалению, больше нечего здесь делать. Но я буду продолжать любить Францию и публику, с которой я разделил столько эмоций", - подчеркивает Депардье.
Действительно, в Валлонский регион Бельгии, объединяющий пять южных бельгийских провинций, где наиболее распространенным является французский язык, переселился не только Депардье, который также рассматривает возможность переезда в Бельгию и Россию. Сейчас там живут около трех тысяч французов. В деревне Нешен, на которой пока что остановил свой выбор знаменитый актер, французы составляют около трети двухтысячного населения. В числе "соседей" актера оказалась семья Жерара Мюлье, владеющая сетями гипермаркетов "Ашан" и "Декатлон", а также французский миллиардер, глава концерна Louis Vuitton Moet Hennessy (LVMH) Бернар Арно, которого обвинили в бегстве от налогов еще в сентябре этого года. Однако доходы группы LVMH на 75% осуществляются за пределами Франции, поэтому обвинения в сторону Арно оказались несостоятельными.
У проблемы бегства богачей из Франции есть и другая сторона. Во французском обществе бытует мнение, что Франсуа Олланду удалось победить на президентских выборах, а его Социалистической партии - на парламентских, благодаря голосам французских граждан мусульманского происхождения, которые составляют около трети безработного населения страны и живут на социальные пособия, выплачиваемые правительством. В этом ключе первые шаги социалистического правительства - налог на роскошь, повышение налогов на 7 млрд евро, отказ от решения экс-президента Николя Саркози повысить НДС, снизив одновременно для бизнеса самые крупные в Европе социальные отчисления на 13 млрд евро - можно рассматривать как способ содержать своих мусульманских сторонников. Кроме того, Франция и без того является лидером в вопросе налогообложения состоятельных граждан - доходы государства от налога на имущество составляют 8,6% всех налоговых поступлений.
Тем временем, пока Олланд пытается предпринять другие шаги в рамках режима жесткой бюджетной экономии, экономика Франции в четвертом квартале 2012 года находится на грани рецессии, а в 2013 году экономический рост маловероятен.