Предыстория такова: 21 октября Савита Галаппанавар, родившаяся в Индии и проживавшая и работавшая в Ирландии, пришла в больницу с жалобами на боли в спине. На тот момент она была на 17-й неделе беременности. Обследовавшие ее врачи сказали, что у нее будет выкидыш, но отказали ей в аборте, сказав, что у плода было обнаружено сердцебиение. Кроме того, по словам мужа, она чувствовала невыносимую боль. Через неделю, 28 октября, она скончалась от сепсиса.
В Ирландии аборт является незаконным, кроме тех случаев, когда он является результатом медицинского вмешательства для спасения жизни матери. Но ввиду отсутствия реальных методов определения обстоятельств, при которых требуется провести данную операцию, провести аборт законным путем становится еще сложнее. К тому же нет четкого разграничения между тем, что является риском для жизни матери, и тем, что является угрозой ее здоровью.
На данный момент в Ирландии, наряду с тремя другими европейскими странами (Мальта, Сан-Марино и Монако), женщинам приходится искать обходные пути для избежания уголовной ответственности за аборт. Около четырех тысяч жительниц республики ежегодно ездят в Великобританию, чтобы провести эту операцию, и ирландские избиратели все чаще призывают правительство разъяснить законодательство об абортах.
В целом, ирландские политики и сами считают тему абортов крайне спорным вопросом, и за последние 30 лет на эту тему были проведены пять национальных референдумов. Тем не менее, тот факт, что они так и не определились с политикой в отношении абортов, стоил Савите жизни.
В то время, как жизнь мужа погибшей по имени Правин Галаппанавар пошла под откос, правительство Ирландии в лице министра здравоохранения выразило соболезнования семье.
Конечно, правительство начало расследование обстоятельств смерти Савиты, в частности, чтобы определить, какую роль законы об абортах сыграли в ее смерти. Отдельное внутреннее расследование также ведет больница университета Голуэй, где и случился инцидент.
Муж Савиты, рассказывая о случившемся, заявил: "Они знали, что не могут помочь ребенку. Почему они не сохранили жизнь взрослого? Когда мы вернулись в больницу, нам сказали: "Извините, мы не можем вам помочь. Это католическая страна. Ничем не можем помочь. У нас католическая команда врачей". Тогда Савита сказала, что она не католик. Она индуистка, так зачем навязывать ей местный закон?".
Врачи в ответ лишь разводят руками, объясняя свой отказ делать аборт тем фактом, что слышали сердцебиение и, по закону, не могли прекратить беременность. Руководство больницы тоже выразило соболезнования мужу Савиты, при этом сказав, что "факты этого трагического случая все еще нужно установить".
Смерть 31-летней Савиты вызвала новый мощный всплеск дебатов по теме абортов не только в самой Ирландии, но и по всему миру. Но способны ли две тысячи человек, собравшихся вчера вечером перед зданием ирландского парламента, призывая правительство страны к изменению законодательства, добиться каких-либо реальных изменений законодательства, запрещающего аборты? Способна ли на это горстка оппозиционеров в ирландском правительстве? Способны ли пользователи интернета, которые столь активно обсуждают это трагическое событие, добиться каких-либо изменений в отношении Католической церкви к абортам? Сколько еще женщин должны погибнуть, чтобы были предприняты хоть какие-нибудь действия?
Запретить аборты призывали и в Украине. В марте 2012 года к этому призывали народных депутатов главы греко- и римо-католических церквей. Глава Украинской греко-католической церкви верховный архиепископ Святослав Шевчук подчеркивал, что из-за абортов в Украине ежегодно погибает почти два миллиона нерожденных детей. Более того, в Украину приезжают делать аборты граждане европейских стран, где такие операции запрещены. Например, из соседней Польши - там аборты вне закона с 1989 года. Закон не был принят, и вопрос остается крайне спорным... Но, если до этого дойдет - станет ли он благом? Последуют ли украинцы примеру соседей или тех же ирландцев?
Ведь если жизнь ребенка спасти невозможно, то решающим фактором должна стать жизнь матери.