Данная «ревизия» является абсолютно ожидаемой. В течение 2015-2016 годов регулятор анализировал деятельность крупнейших игроков, и представители НБУ не раз заявляли, что очередь дойдет и до меньших участников рынка. Плюс ко всему, очередной этап диагностики предусмотрен договоренностями между Украиной и МВФ. Причем, в версии меморандума, датированной сентябрем 2016 года, было указано, что стресс-тестирование должно завершиться уже в июне 2017 года. Но, предсказуемо в НБУ решили увеличить сроки в связи с завершением истории с Приватом и другими банками ТОП-20.
Сомнений нет: далеко не для всех стресс-тесты пройдут безболезненно, и немалому количеству банков потребуется докапитализация. Вопрос в том, какое количество акционеров сможет и захочет вливать в своих подопечных деньги? Ведь многие банки стали для их собственников «чемоданом без ручки», и они ищут любую возможность избавиться от этого бремени. Поэтому не исключено, что до конца года мы станем свидетелями ухода с рынка еще 10 и более игроков.
Впрочем, и для тех банков, которые не хотят бесславно покинуть рынок с опущенной головой, а намерены и дальше развиваться, положительных сценариев немного.
Финучреждения, которые своими силами не смогут достичь минимально требуемой капитализации, будут вынуждены консолидироваться и объединяться, либо примыкать к более крупным и сильным коллегам по цеху. Такой путь, безусловно, вынудит некоторых участников рынка пересесть на скамью запасных, но позволит сохранить бизнес, избежав ликвидации.
Только вот сложность в том, что слияние и присоединение – очень трудоемкие и пока толком не отрегулированные на законодательном уровне процессы. Одно из главных препятствий заключается в необходимости согласовывать сделку в Антимонопольном комитете, что существенно затягивает слияние. И хотя еще в марте 2016 года НБУ выступил с инициативой дать банкам, рыночная доля которых не превышает 0,5-1%, проводить объединение в обход АМКУ, соответствующий законопроект завис где-то в кулуарах парламента. И шансы, что он будет рассмотрен в ближайшем будущем, невелики.
Не говоря уже о выработке новых бизнес-моделей, интеграций IT-платформ и бизнес-процессов и т.д.
Остальным участникам рынка придется искать средства на выравнивание своего финансового состояния и приведение текущей деятельности к нормативам. И в НБУ уже не раз говорили о том, что регулятор готов гибко подходить к формированию программ докапитализации и даже предоставлять отсрочку на пополнение капитала. Поэтому для банков, которые не испытывают катастрофического дефицита ликвидности и могут заручиться поддержкой акционеров, вариант «мягкой» докапитализации будет наиболее приемлемым.
Правда, не стоит считать, что вливание денег по итогам стресс-тестов решит копившиеся годами проблемы. Конкуренция все жестче, и небольшие банки вынуждены не только отстаивать перед НБУ свое право оставаться на рынке, но и отвоевывать место под солнцем у крупных игроков. И очевидно, что в такой борьбе сможет выстоять тот, кто предложит лучшие условия и нетипичные (индивидуальные) решения, современные сервисы и продукты. А именно небольшие финучреждения и способны дать клиентам гибкость, мобильность и персонализацию услуг. Это как раз то, в чем они выигрывают перед системными банками, качество обслуживания в которых из-за децентрализации бизнеса зачастую страдает. На эти преимущества и нужно делать ставку. В таком случае «прорвавшиеся» мелкие банки не только выдержат «экзамен» Нацбанка, но, что самое главное, смогут занять свою нишу, и успешно конкурировать.