Государство вынуждает Луганское энергетическое объединение в ближайшее время отключить электроэнергию всем должникам Луганской области. В перечне ожидаемых отключений не только такие злостные должники, как частные заводы - Северодонецкий «Азот» или Рубежанский «Краситель», но и предприятия государственной и коммунальной сферы, военные объекты. И если люди думают, что дело ограничится обесточиванием водоканалов, Северодонецкой теплоэлектроцентрали и Лисичанской теплосети, то они ошибаются. Без электроэнергии останутся больницы, детдома, школы, пожарные части и учреждения исполнения наказаний. Все, кто задолжал.
Другого выхода нет, ведь государственный регулятор – Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и жилищно-коммунальных услуг (НКРЭКУ) – с декабря 2016 года принуждает луганских энергетиков полностью расплачиваться за электроэнергию, купленную у госпредприятия «Энергорынок». НКРЭКУ забирает у энергокомпании все деньги и это - в качестве стимула, чтоб ЛЭО быстрей и эффективней выбивало долги с должников.
А другой государственный орган – Государственная исполнительная служба – за эти же долги ЛЭО перед Энергорынком с февраля 2017 года арестовала счета Луганского энергетического объединения.
То есть, без всяких обиняков, Государство просто настойчиво требует, чтоб луганские энергетики всеми доступными законными способами возвращали себе долги потребителей в Луганской области. И отдавали деньги Энергорынку.
Это – нож у горла. Ведь если ЛЭО не сделает так, как требует Государство, то будет полностью уничтожено. Будут полностью уничтожены луганские энергетики и их семьи. Будет уничтожена энергосистема Луганской области. Будет системная катастрофа в прифронтовом регионе. Так происходит, когда у предприятия и людей отбирают средства к существованию на протяжении 16 месяцев.
А так как в перечне должников ЛЭО – государственные и коммунальные предприятия, военные объекты, детские дома, школы, больницы, пожарные части и т.д. – то они также должны обязательно и срочно погасить свою задолженность. На данный момент все эти предприятия государственной и коммунальной формы собственности задолжали Луганскому энергетическому объединению около 550 млн грн. Вот так вот.
Если конкретизировать этот долговой парадокс, то задолженность компании перед Энергорынком (по данным Оптового рынка электроэнергии) составляет 5,3 млрд грн. Но откуда взялся этот долг? Считаем.
На сумму почти 5 млрд грн электроэнергию безоплатно получили потребители на неподконтрольной территории Луганской области (НКТ). Из этой цифры 1,7 млрд грн – это электроэнергия, поставленная Государством в «ЛНР» в период с августа 2016 года по апрель 2017 года включительно – до прекращения перетока. В этот период ЛЭО вообще не осуществляло хозяйственной деятельности на НКТ, так как боевики «ЛНР» в июле 2016 года отобрали у ЛЭО все имущество и передали «Нефтепродукту», который связывают с беглым олигархом Курченко. Но Государство почему-то не прекратило поставки электроэнергии в "ЛНР".
Остальные более 3 млрд грн стали итогом поставок электроэнергии в «ЛНР» в период с 2014 по август 2016 года, когда правительство обязало ЛЭО работать на НКТ, но не дало механизма, как собирать долги с потребителей, которых часто защищали автоматчики. Также в эту сумму входят долги государственных и коммунальных предприятий, которые до 2014 года находились на НКТ, а после начала боевых действий были либо ликвидированы, либо захвачены боевиками. Как например, «Лугансквода».
Также Луганскому энергетическому объединению должны потребители на подконтрольной территории Луганской области – около 700 млн грн, из которых 550 млн, как мы помним, это долг государственных и коммунальных предприятий, военных объектов.
На выходе получаем долг потребителей перед ЛЭО в размере около 5,5 млрд грн.
А в итоге, парадоксальная ситуация – ЛЭО имеет огромные долги перед государственным Энергорынком, но сформированы эти долги при непосредственном участии Государства. Воистину колоссальная часть долга – это долги государственных и коммунальных предприятий, а также долги потребителей в «ЛНР», которые появились также в результате постановлений Кабмина – в частности, постановлений №263 от 07.05.2015 и №368 от 25.05.2016.
И теперь, если Луганское энергетическое объединение не соберет все долги с потребителей, с государственных и коммунальных предприятий, с больниц и детдомов, то Государство уничтожит ЛЭО и луганских энергетиков, уничтожит энергосистему прифронтового региона. Это так. И это подтверждают все ответы от Государства на все наши бесчисленные обращения, которые можно передать одной фразой – «возвращайте долги Энергорынку».
И поверьте, наши государственные мужи не шутят. Наше предприятие уже агонизирует без денег, нет топлива и ремонтных материалов. Персонал уже 14 месяцев как переведен на 3-дневную рабочую неделю, отменены все возможные надбавки, зарплата стала мизерной – и ту хоть бы суметь выплатить. С августа 2017 года ЛЭО было вынуждено прекратить уплату ЕСВ, из-за чего более 3 тысяч квалифицированных специалистов остались без соцпакета, без стажа, больничных… Уже уволилось почти 600 сотрудников, без которых сложно поддерживать работу энергосистемы на должном уровне. Была сорвана подготовка к нынешнему осенне-зимнему периоду, что привело, как минимум, к двукратному росту аварийности. И в перспективе проблема усугубится во время летних бурь и следующей зимой – ведь к осенне-зимнему периоду 2018/2019 гг. тоже никак не подготовиться без денег и кадров.
А в апреле у большинства технического персонала уже не будет разрешений на работу из-за отсутствия медицинских осмотров и индивидуальных средств защиты. Такая же ситуация с автотранспортом и спецмеханизмами: в марте 2018 истекает срок проведения технического контроля, технического диагностирования, частичного технического осмотра у 15 средств специальной техники.
Поэтому в ближайшее время все должники, заводы, воинские части, водоканалы, больницы и школы – будут обесточены. Наверное, Государство для того и создало все эти долги, чтоб заставить ЛЭО обесточить большую часть прифронтового региона. Наверное, такой план у наших государственных мужей, и массовые отключения электроснабжения – первый пункт. Что дальше, я не знаю. Но бороться с Государством нет ни сил, ни возможности.
Мне не остается ничего другого, как отключать должников - чтоб спасти мое предприятие, моих сотрудников и их семьи, энергосистему Луганщины.