Сначала немного статистики. В стране практически на 80% изношены коммунальные и внутридомовые сети, потери тепла не могут сосчитать ни в одном ведомстве. Официально, по данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, они составляют не больше 30%, а неофициально – все 50-60%. Если бы удалось из космоса посмотреть на Украину в тепловизор - можно увидеть большое оранжевое пятно. Так светится нагретая коммуникациями земля.
Мы продолжаем с советским размахом жечь уголь и газ в топках убитых ТЕЦ, которые проектировались и строились в 60 -70 годы и уже на 76% изношены. Мы продолжаем плавить сталь и чугун, используя в разы больше энергии, чем Китай или Евросоюз. Украинская экономика на единицу ВВП использует 550 кг условного топлива, а Германия - всего 110. Вот разница нашей технологической отсталости и уровня энергопотребления. За годы независимости ни одна из принятых программ по энергосбережению так и не выполнена.
У нас выросло поколение молодых людей, которые догадываются о реальной стоимости энергоносителей, но так и продолжают их потреблять, не задумываясь. Расточительный потребитель - просто находка для поставщиков благ. Что не компенсирует бюджет, доплатят звонкой монетой жители городов и сел. Но сколько это может продолжаться?
Ученье - свет, а неученых – тьма
Экологическое мышление, рачительное использование ресурсов, внедрение энергосберегающих и альтернативных источников энергии в нашем производственно – домашнем быту не стали нормой, или модой. Наши политики и селебритиз охотно демонстируруют свои поместья, на которых не видно солнечных батарей или ветряков, а собственникам заводов и комбинатов проще получить дополнительные льготы из бюджета, чтоб только не заниматься реконструкцией. В наших государственных школах и детских садах не рассказывают о том, что проедаем мы ресурсы со скоростью света.
За последние 40 лет, по данным WWF, около трети биоразнообразия уничтожено, в мире осталось разведанных запасов нефти на 50 лет, а угля на 150 при нынешних темпах добычи. Стратегический для нас газ тоже станет через полвека дефицитным. И это реалии обозримого будущего, в котором кровавые арабские революции будут случаться чаще там, где есть лишняя вода, земля, газ с нефтью, а еще политические режимы с клеймом не демократических. Так что плохие привычки полезно менять, а граждан страны просто необходимо воспитывать.
Главный воспитатель у нас традиционно – семья. Что в ней культивируется сейчас? У большинства - обычный быт. Главное, чтоб дети были накормлены и одеты-обуты. Мы из тех, кто заботится о них до самой старости. Ноги не держат, а супчик в баночке везут. Дети вырастают такими же. У подавляющего большинства просто нет времени уделить им достаточно внимания и привить правила экономии или бережного отношения к ресурсам. Мы любим светлые квартиры и дома, но сильно ругаемся, получая квитанции на оплату коммунальных услуг. При этом сами же не закрываем двери в парадном, миримся с разбитыми окнами и горящим круглосуточно фонаре на площадке. Это ж не мое, это ж жековское.
В результате сами же родители провоцируют у детей расточительность. А почему? Да потому что родителей тоже никто особенно не учил экономить. В детсад и школу малыши приходят с уверенностью, что электричество берется в розетке, а тепло – в батарее. Куда же смотрит школа? Школа смотрит в планы, утвержденные Министерством образования. Они в открытом доступе на сайте ведомства. Согласно ним на уроках географии дети узнают о движении материков и континентов, о природе родного края, даже о промышленной добыче, использованию и переработке ископаемых, им рассказывают о выплавке стали и переработке нефти, о сельхозземлях, а вот об экономии и альтернативных источниках энергии вспоминается вскользь.
Развитие возобновляемой энергетики в Украине и усиление собственной энергонезависимости является неизбежным, если страна стремится повысить экономические показатели и выйти на уровень развития своих европейских соседей
— Ханс-Джозеф Фелл, депутат Бундестага
Учителя говорят, что в 9 классе есть только один урок, полностью посвященный этой теме. Всего один! Справедливости ради, нужно отметить, что программа предусматривает еще курс «Устойчивого развития», но он факультативный - на выбор. А кто будет выбирать его в 8 или 9 классе? Те, кто собирается в колледжи и ПТУ, – им это практически не надо. Те, кто определился с планами на высшее образование, – штудирует основные предметы и бегает к репетиторам. Отдельный курс «Энергетики» появляется только в старших классах и только в специальных школах. Он достаточно глубоко описывает, как работает отрасль и зачем нужны альтернативные источники энергии. Только у нас школ с техническим уклоном не так и много.
Ситуация немного лучше в частных учебных заведениях, где ориентируются на зарубежные системы образования. Там экологическое воспитание и уроки альтернативных технологий интересны и увлекательны. Вместо мела и доски - конструкторы, с которых можно построить свою миниатюрную солнечную или ветровую станцию. И на экскурсии детей возят на настоящие объекты, чтоб показать – вот как выглядит все и работает. Но таких школ и таких возможностей – очень мало. И зависит это не только от желания самого учителя. Еще печальней то, что 23 ноября 2011 года Кабмин утвердил стандарты базового и полного образования, вступающие в силу с 1 сентября 2018 года. И там нет особых изменений. Вот так в ожидании светло будущего прошло 20 лет. Министерство образования принимает Болонскую систему, но только так, что б себе не навредить. А цивилизованный мир идет вперед, новые технологии, обстоятельства, глобальные проблемы и вызовы диктуют другой ритм жизни и формируют новые требования к человеку будущего.
Система, которую построил Джек
Европа начала заботиться о своем будущем, как только закончился первый мировой нефтяной кризис, грянувший в 70-ые годы. В большинстве Европейских стран вопрос экономии и воспитания потребителей стал национальной программой номер один. Еще тогда, в золотую эру полного достатка, люди задумались, что расточительство - это не только библейский грех, но и преступление перед детьми.
Процесс образования и самовоспитания общества был сконцентрирован в руках именно министерств образования и природных ресурсов, им на помощь пришли многочисленные общественные организации. Начали из детских садиков. Малышей в играх обучали правильно пользоваться водой, разделять мусор, экономить свет. Раскраски, мультики, экскурсии, встречи с известными людьми, которые своим примером показывали, как это просто и ответственно. С 1992 года в Австрии экологическое образование финансируется отдельной статьей. Деньги идут на поддержку школьных программ и проектов, которые учат детей теоретически и практически жить с минимальным вредом для природы.
В Греции воспитание у детей бережного отношения к окружающей среде вообще регламентируется двумя отдельными законами. В датской школе экологическое образование внедрено в изучение практически всех школьных предметов и при подготовке самих педагогов. В США хоть и отсутствует общегосударственная система экологического воспитания, но на уровне каждого штата есть свои программы, их сотни. Есть даже школы для взрослых, где обучают, как говорить с детьми о сохранении и бережном отношении к природе. И таких примеров тысячи. В целом в прогрессивных странах вся система формирования нового поколения вращается вокруг трех основных постулатов:
- Сформировать у учащихся осознание взаимосвязи и взаимозависимости экономических, социальных, политических и экологических факторов в городских и сельских регионах
- Предоставить каждому ученику возможность приобрести знания, умения, сформировать отношения, необходимые для защиты и улучшения окружающей природы
- Сформировать приемлемые модели поведения и деятельности личности в природной среде, а также выработать нормы ответственного отношения к природе
Таким образом, детям с пеленок прививают систему ценностей, которая соотносима с понятием культурного и воспитанного человека. Поэтому вопрос, разделять мусор или нет, в Европе даже не стоит. Поэтому везде, где только позволяют условия, на благо человека работает солнце, ветер и вода. Поэтому у них электричество не берется из розетки, а тепло из батареи.
Альтернативы нет?
Наши чиновники с разных ведомств очень любят ездить за границу перенимать опыт: как экономить, как обустроить, как наладить. По возвращению домой на свет появляются государственные программы. А потом их без почестей и втихую хоронят под сукном, потому что в ведомстве или очередная реформа, или смена руководителя, или кому-то эта программа банально портит бизнес. Уверен, что чиновники министерства образования не раз изучали передовой опыт экологического образования. Но дальше факультативов у нас не ушло.
Так на кого же тогда пенять? Семья забита бытовыми вопросами и проблемами, ведомства сражаются за выживание, заводы и ТЕЦ дымят напропалую, в большинстве городов не то что жить – дышать по санитарным нормам категорически запрещено. Попытки общественных организаций самостоятельно раскачать лодку и вынудить государство начать хоть что-то делать остаются без внимания в лучшем случае, а в худшем - им просто дает по голове кто-нибудь из проверяющих инстанций, чтоб под ногами не путались и народ не будоражили мелочами.
Как только альтернативная энергетика заявила о своем праве на существование и доказала действенность и перспективность – на нее традиционное лобби начало спускать всех собак, обвиняя то в отмывании денег через бюджет, то в подорожании электроэнергии. При этом в традиционном сегменте рынка почти ничего не меняется. Он стар, он устал, и жить хочет исключительно за наш с вами счет. Наша «щедрость» или согласие платить за громадные потери рано или поздно приведет к плачевным последствиям.
И если у государства не срабатывает инстинкт самосохранения, то у нас с вами он должен работать? Если государство, в силу разных причин, закрывает глаза на то, сколько газа и угля используется, мы то можем посчитать, что выиграем от внедрения элементарных энергосберегающих ламп, замены старого газового котла с КПД 30-50% на более современный или банального закрывания дверей и остекления окон в подъезде перед зимой?
В наших силах уделить внимание нашим детям, оторваться от сковородки или газеты, чтобы просто объяснить: ресурсы не безграничны, и вам в мире острого их дефицита придется жить. И, наверное, в наших силах попросить руководство школы подкорректировать в разумных пределах учебную программу, чтоб детям рассказали и об экономии. Так, глядишь, и в министерстве передовой мировой опыт решатся внедрить. Хотя, надо признать, опасная это штука. Научи народ экономить, и где окажется бизнес?