3 октября Пленум Верховного Суда Украины принимает решение обжаловать в Конституционном Суде законность ликвидации высших специализированных судов и конкурсный отбор судей. Председатель Верховного Суда Ярослав Романюк заявил, что ликвидировать суды якобы имеет право исключительно Президент Украины, а не Верховная Рада. Кроме того, как заявляют члены Пленума ВСУ, изменения нарушают Основной Закон введением конкурсного отбора для судей, у которых истек 5-летний срок полномочий.
Говорить о решении ВСУ нужно в контексте общей стратегии реформ. Не будучи приверженцем власти, в то же самое время, я осознаю, что судебная реформа просто необходима Украине. Здесь важен «не косметический ремонт», а полная перезагрузка системы, создание новых правил игры, «вливание свежей крови» в насквозь коррумпированную судебную систему нашей страны.
Позиция Верховного Суда понятна. В Украине всегда каждый борется любыми способами за сохранения своего положения на властном Олимпе. Если же говорить о решении ВСУ оспаривать в КСУ конституционность Закона «О судоустройстве и статусе судей», приходим к выводу, что такая ситуация никак не решит проблемы, а будет только усугублять противоречия. Также нужно учитывать и то, что такое решения Верховного Суда – это четкий сигнал реформам и реформатором в Украине. Старая система сопротивляется. Она будет делать все, чтобы остаться на плаву. Поэтому украинская власть должна проявить политическую волю в данном вопросе, без которой нам никогда не построить самодостаточного государства.
Можем ли мы надеятся на незаангажированное мнение Конституционного Суда? Учитывая тот факт, что сегодня там заседают люди, которые в свое время передали в руки Виктора Януковича широкие полномочия, данный вопрос звучит риторически. Кстати, 14 сентября появилась заявление Генеральной прокуратуры о том, что она намерена активизировать расследование о неправосудном решении Конституционного суда, внесенного при изменении Конституции в 2010 году.
С другой стороны, нужно понимать, что Верховный Суд будет бить на юридические тонкости, использовать разного рода коллизии переходных норм и заключительных положений закона «О судоустройстве и статусе судей», делать все, чтобы сорвать процесс реформирования. На это можно сказать только то, что право принимать законы о высших специализированных судах признано за Верховной Радой Венецианской комиссией и, кроме того, Конституция Украины четко говорит о том, что парламент действовал в рамках закона. Поэтому не стоит так усердствовать. Нужно дать шанс судебной реформе на жизнь.