Янычар go?

«Тьфу, ну кто так переворачивает?» - проворчала турецкая свекровь, усаживаясь поудобнее на диване с большим пакетом семок. И ей ведь правда было с чем сравнить. Традиция военных переворотов в Турции уходит своими корнями еще в османские времена, когда восставали недовольные дворцовой политикой янычары. В период республики попытки переворотов удавались как минимум два раза – в 60 и 80 годах.

Последний переворот на памяти свекрухи произошел 36 лет тому назад: «Как только я тогда увидела жандармерию на улицах, то сразу побежала за детским питанием для новорожденного сына и запасами еды для семьи - мукой, сахаром, рисом»... В эту пятницу вместо любимого сериала вечером предстояло в прямом эфире следить за не менее захватывающим дух действом – попыткой военного переворота. Которую, впрочем, буквально через несколько часов в субботу утром назовут «торжеством демократии».

Фото: EPA/UPG

Наблюдать за событиями мне довелось с позиции, которую обычно занимает большинство обывателей – с дивана в турецкой глубинке. Поэтому просьба не принимать данный текст в качестве аналитики. Но, как говорят в Турции «Не обсудил – не кончил». Так что, чтобы закрыть эту тему, перечислю версии происходящего лаконично, как для друзей за кофе. Настолько кратко, чтобы вы успели прочитать это всё за одной чашечкой кофе по-турецки.

Собственно, основных версий происходящего, как и вариантов подачи турецкого кофе, три: сладкий, средний, горький.

Официальная версия происходящего: руку приложил бывший друг и нынешний враг правящих властей Фетуллах Гюлен. Внедрил своих людей в армию – они-то и есть той самой группой военных – и попытался отомстить властям и сместить режим. Но демократия победила и его план провалился из-за всеобщей народной поддержки, оказанной правящей партии. Сущая правда, ведь суд линча – это тоже власть народа, как она есть. И тезис про «демократию, за которую заплачено кровью» как раз в тему. Остаются вопросы, например, о том, почему против одной мятежной группы военных не были задействованы другие военные, если речь шла всего о нескольких бунтарях? Стоило ли торжество демократии тех смертей, среди тех же гражданских, которые откликнулись на призыв властей и вышли на улицы?

Оппозиционная версия – инсценировка происходящего самими властями. (Под оппозицией не имеются ввиду оппозиционные партии, так как их лидеры также выступили с призывом против переворота.) Альтернативная точка зрения гласит о вероятности постановки реалити-шоу на тему «Переворот» в самое рейтинговое время уикенда. Мол, настоящие перевороты устраивают тихо, пока все спят, ранним будним утром, а не в пятничный вечер. И начинают с блокирования и изоляции первых лиц и стратегических объектов, а не мостов над Босфором. Переворот шиворот-навыворот разыграли, чтобы героизировать электорат, поднять рейтинг правящей партии, заручиться поддержкой и предпосылками для будущего перехода к президентской форме правления, и окончательно расправиться с потенциально опасными противниками режима среди военных.

Поэтому , мол, традиционного запрета на трансляцию не было введено, наоборот, все каналы коммуникации, включая твиттер, фейсбук и рассылку смс использовались властями для распространения информации. Однако, самым эффективным каналом оказался один из самых старых и проверенных временем способов: громкоговорители на минаретах мечетей. Даже к нашему уютненькому диванчику в турецком провинциальном «джанкое» среди ночи подобрались чёткие призывы имама из ближайшей мечети: «Все на улицу, на защиту отечества и против переворота». После первого призыва прозвучала специальная молитва. Обычно её читают в качестве заупокойной, в исключительных случаях. Как потом угрюмо пошутят местные оппозиционные блогеры – «Это была заупокойная молитва по турецкой республике». К этой версии также вопросов много, начиная с самого главного: не слишком ли крупный масштаб трагедии?

Если власти настолько сильны, чтобы реализовать подобную инсценировку, то могли бы и другими методами справиться вполне. Несколько лет тому назад было громкое дело о заговоре против отечества, по которому были вынесены приговоры более чем 250 потенциальным организаторам переворота. Всех спокойно посадили без единого выстрела. Могли бы и повторить, весь этот неоднозначный голливуд властям ни к чему.

И третья версия: переворот действительно совершила группа военных, недовольных политикой правящей партии, идеализировавшая роль военных переворотов в истории и явно недооценившая свои возможности. Группа робингудов была немногочисленная, поэтому переворачивали, как умели и могли. Доступными способами привлекали внимание, пытались произвести захват стратегических объектов и совершенно не ожидали, что впервые в истории в разборки между военными и политиками вмешается народ. В своих действиях, больше похожих на хаотичные телодвижения в погоне за покемонами, нежели на чётко спланированные военные операции, они руководствовались лишь отчаяньем и авосем. Последней каплей, переполнившей чашу терпения и побудившей эту группу идеалистов к действиям, стал теракт в стамбульском аэропорту… В этой концепции логично всё, кроме самого главного - образа чувствительных военных с рассудком, затуманенным эмоциями…

В любом случае, попытка переворота завершилась, но послевкусие, как от терпкого кофе по-турецки, осталось. Однозначно, нет равнодушных к событиям прошедшей ночи. Есть жертвы среди гражданских, военных, полицейских. Есть уродливое и, пожалуй, истинное лицо демократии. Кто-то воодушевлен и чувствует себя спасителем нации от хаоса, кто-то – потерял последнюю надежду на светлое будущее… Каким же оно будет, это будущее? Я не знаю. Остается разве что по методу свекрухи гадать на кофейной гуще…

Василиса Дребушевская-Йылмаз Василиса Дребушевская-Йылмаз , Активист и модератор украинской диаспоры в Турции
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram