ГлавнаяБлогиБлог Вадима Трюхана

Крымский гамбит. Год спустя

18 марта 2014 года закончилась беспрецедентная специальная операция по отторжению одной страной территории другой страны, - Россия аннексировала Автономную Республику Крым и город Севастополь, которые являются неотъемлемой частью Украины. Никогда ранее в истории человечества такого роду сценарии не реализовывались насколько мастерски и в то же время насколько цинично, с нарушением всех существующих норм и обычаев международного права. Историкам и юристам еще предстоит детально исследовать события, которые произошли за 19 дней бескровного кремлевского блиц-крига. Но промежуточные итоги подвести самое время.

Предыстория вопроса

Указ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР
Указ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР

В 1954 году постановлением президиума Верховного Совета РСФСР от 19 февраля Крымская область из состава РСФСР перешла в состав УССР. Как отмечает множество исследователей тех времен, это событие стало справедливым итогом десятилетия восстановления полуострова, разрушенного Второй мировой войной и сталинской депортацией народов. По сути, то, что не смогла сделать первая волна переселенцев из России, удалось переселенцам из южных степных областей Украины. Поэтому озвученную главой СССР Н.С.Хрущевым причину такого территориального реформирования можно считать вполне обоснованной. Декларировалось, что Крым ресурсами, экономически и энергетически привязан к Украинской Республике теснее, нежели к РСФСР, в силу чего «переподчинение позволит динамичнее развиваться производственному комплексу полуострова». Это событие было приурочено к знаменательной дате в отношениях двух, на то время братских, народов: 300-летию Переяславской Рады, ознаменовавшей так называемое «воссоединение» России и Украины.

24 августа 1991 года Украина стала независимым государством. Кстати Российская Федерация еще 12 июня 1990 года приняла Декларацию о суверенитете, в которой заявлялось о намерении создать «новое правовое демократическое государство в составе обновленного СССР». 1 декабря 1991 года в Украине прошел референдум, на котором более 90% граждан поддержали Акт о провозглашении независимости, в том числе более 54% крымчан и более 57% жителей Севастополя. 5 декабря руководители трёх новообразованных государств - Ельцин, Кравчук и Шушкевич - подписали договор о создании Содружества независимых государств, отказавшись принять предложение Горбачёва о заключении нового договора об СССР. Таким образом, с развалом Союза, начался период нового формата взаимодействия, сотрудничества и конкуренции между образовавшимися на его территории независимыми государствами.

Многообещающее начало

До последнего времени все государства, образовавшиеся после развала СССР, декларировали уважение к международному праву, в первую очередь относительно уважения независимости, суверенитета, нерушимости границ и территориальной целостности друг друга. На практике же все было не так гладко. Как минимум четыре замороженных конфликта - Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия – держались Россией «про запас», для политического давления на правительства заинтересованных в их урегулировании стран, а также в качестве устрашения потенциальных непокорных.

Украине в этом плане было чем гордиться. На протяжении почти 23-х лет независимости на ее территории не пролилось ни единой капли крови, как следствие межэтнических либо каких-либо других региональных конфликтов. Тем не менее, в отношениях между Украиной и Россией случались разные периоды – от Ельцинских «проснулся с утра и думай, что ты сделал для Украины» до «Тузлинского кризиса» и торговых и газовых войн времён «оранжевого» правительства в Украине. Вместе с тем, две страны наработали весь комплекс международно-правовых инструментов, позволяющих надеяться на продолжение выстраивания равноправных и взаимовыгодных отношений в политической, торгово-экономической, гуманитарной и других сферах. К наиболее важным документам, заключённым на протяжении двух последних десятилетий, следует отнести Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве (вступил в силу 1.04.1999),  Договор об украинско-российской государственной границе (вступил в силу 23.04.2004), соглашения о разделении Черноморского флота, его статусе и другие. В соответствии с ними обе стороны обязывались уважать независимость, «нерушимость границ» и суверенитет друг друга.

Фото: inforesist.org

Кроме того, Украина и Россия являются сторонами целого ряда многосторонних международных договоров, в соответствии с которыми взяли на себя аналогичные обязательства. В первую очередь, речь идёт об известном Будапештском Меморандуме 1994 года, в соответствии с которым США, Великобритания и Россия (позже к нему присоединились Франция и КНР) дали гарантии Украине относительно ее независимости, суверенитета и территориальной целостности.

Вместе с тем, Украина и Россия являются подписантами Хельсинского заключительного акта 1975 года, устава ООН, и многих других международных конвенций, которыми регулируются современные международные отношения, в том числе в аспекте уважения к независимости, суверенитету и территориальной целостности друг друга.

Оранжевая «Черная кошка»

В 2004-05 годах ситуация резко изменилась. В Украине произошла оранжевая революция, в результате которой Президентом стал не тот кандидат, на которого ставил Владимир Путин. Обида оказалась настолько острой, что ни Ющенку, ни Тимошенко, несмотря на все потуги, так и не удалось восстановить существующий при предыдущем Президенте Кучме режим «доверительных» личных отношений со всеми президентами и премьерами России. Между двумя странами пробежала своеобразная «оранжевая черная кошка». Именно при оранжевом правительстве в Киеве Путин инициировал две энергетические войны, которые привели к тому, что целый ряд европейских стран в лютые морозы, оказались без газа. Эти акции носили скорее тестовый характер и утвердили Президента России в мысли, что европейцы не способны оперативно отвечать на его провокации. Главным же их достижением было заключение в 2009 году, в результате многоходовых манипулятивных комбинаций, экономически крайне неугодного для Киева долгосрочного газового контракта. На многие годы он стал раздражителем внутриполитической жизни в Украине и коротким поводком, на котором путинский режим удерживал любое правительство в Киеве.

Дальше больше, в 2010 году к власти в Украине пришел Виктор Янукович. Причем его триумфальная победа на президентских выборах напоминала восстание Феникса из пепла, ведь после поражения в 2005 году в результате Оранжевой революции, его уже было списали все со счетов. Но, после 5-ти лет хаоса во властных кабинетах, вызванного паталогическойй неспособностью Ющенка и Тимошенко договориться между собой, и международное сообщество, и народ Украины с надеждой и трепетом встрелили инаугурацию нового Президента.

Фото: EPA/UPG

Одним из главных постулатов предвыборной программы Януковича было обещание восстановить дух стратегического партнерства и взаимной выгоды в отношениях с Россией. Этого ожидали как в Москве, так и в Украине. Но, как уже вскоре вияснилось, смысл в идею перезагрузки отношений вкладывался в двух столицах диаметрально противоположный. На Банковой были готовы идти на любые уступки, которые касались гуманитарной сферы, безопасности и обороны, а также внешней политики. Вместе с тем, так называемая «семья» Януковича категорически противилась потугам россиян получить контроль над экономикой страны. Кремлю напротив этого было явно не достаточно, потому как ставка была поставлена на получение полного контроля над всеми сферами жизни, по сути на установлении негласного протэктората над Украиной.

Революция достоинства как повод для захвата страны

Гром грянул неожиданно для всех. Еще в сентябре-октябре 2013 года казалось, что власть в Украине сильна как никогда, в стране стабильность и ни малейших оснований для каких-то массовых выступлений протеста либо изменений во властных кабинетах. Вместе с тем, штиль оказался обманчивым. Стоило Януковичу отказаться от подписания, под  давлением Путина, Соглашения об ассоциации с ЕС, как украинцы вышли на Майдан Независимости требовать от власти возвратить евроинтеграционный курс. Начиналось все с нескольких сотен активистов, но очень быстро, «благодаря» чрезмерно жестким незаконным действиям правоохранительных органов по разгону студентов в ночь на 30 ноября,  на улицы и площади многих городов Украины вышли сотни тысяч и миллионы. Требовали они уже совсем другого – отставки Януковича и его правительства, изменения Конституции с целью перераспределения полномочий между центральной властью и местными общинами и проведения системных внутренних реформ, направленных на преодоление коррупции и беззакония в стране. Несмотря на усилия международных посредников, ситуация вышла из-под контроля и привела к позорному бегству экс-Президента Януковича со свитой из страны. Прогнозируемо приют ему был предоставлен российскими властями. Вместе с тем местом его дислокации был избран Ростов, - город, находящийся вблизи границ Украины и вдалеке от Кремля. По видимому, в тот момент кремлевские стратеги рассчитывали каким-то образом вернуть беглеца на территорию Украины, воцарив на трон как минимум на Донбассе, хотя не следует исключать и вариант с так называемой придуманной придворными идеологами «Русского мира» Новороссией.

Подавляющее большинство внешнеполитических партнеров Украины поддержали украинский народ в его стремлении сместить бандитко-криминальный режим, возвратить страну на путь европейского развития и через демократические процедуры провести системные изменения в стране.

Российская Федерация, напротив, решила воспользоваться «мутной водицей» и получить для себя то, о чем давно уже мечталось во властных кабинетах Москвы – аннексировать город Севастополь и Автономную Республику Крым. При этом, как стало понятно несколько позже, к такому развитию ситуации в Кремле готовились уже много месяцев подряд. Сотни и тысячи подготовленных агентов засылались на территорию Крыма и других южных и восточных областей Украины, тщательно проводилась вербовочно-агитационная работа с местным населением, вкладывались значительные ресурсы в подготовку материально-технической базы. Задача, которую они выполняли, была предельно проста – создание нужной Кремлю телевизионной картинки, - дестабилизация ситуации, создание про-российских организаций и вербовка за деньги «активистов» со среды маргиналов, криминалитета и люмпенизированных слоев населения. Таким образом, через создание напряженности в нескольких областях Украины, а также пользуясь медлительностью и нерешительностью вчерашних оппозиционеров, которые пришли к власти в Киеве, Путину удалось создать благоприятные условия для аннексии Крыма и Севастополя. Лексика, которая им использовалась, – «защита русскоговорящих соотечественников». Как стало известно после недавнего выхода нашумевшего пропагандистского фильма «Крым. Возвращение на Родину», решение  о запуске сценария по отторжению крымского полуострова было принято по сути сразу после победы Революции Достоинства.

Хронология захвата

Первая серия. 27 марта 2014 года мир узнал о «зеленых» человечках.

Как известно, 26 февраля у стен Верховного Совета Крыма состоялся многотысячный (по оценкам крымского МВД, около 12 тыс.человек) митинг, целью которого было не допустить принятие крымскими депутатами сепаратистских решений. Несмотря на то, что эпизодически ситуация выходила из-под контроля и полностью не удалось избежать жертв, в целом цель была достигнута. Сессия Верховного Совета не состоялась, было объявлено о том, что она состоится на следующий день с вполне рутинной повесткой дня для рассмотрения вопросов о социально-экономической ситуации на полуострове, а также заслушивания отчета правительства Крыма. Один из лидеров крымско-татарского народа Рифат Чубаров даже заявил о том, что «Крым победил».

Как оказалось, ни о какой победе речь не шла. Сделав надлежащие выводы, российское руководство мгновенно изменило тактику действий. В ночь на 27 февраля несколько десятков хорошо вооруженных российских спецов без опознавательных знаков захватили здания Совета министров и Верховного Совета  Автономной Республики Крым. Ни милиция, ни спец.подразделения, ни центральная власть в Киеве не смогли противодействовать 120 (!?) боевикам.

У здания парламента
Фото: EPA/UPG
У здания парламента

Уже через несколько часов после захвата состоялось так называемое «внеочередное заседание» ВС АРК. Проходило оно на фоне сообщений о передвижении БТРов ЧФ РФ в Симферополе и Ялте. Депутаты запускались в зал заседаний без мобильных телефонов и под пристальным присмотром боевиков. 61 из 64-х присутствующих проголосовали за отставку Совмина Могилева, и назначили «премьером» лидера партии «Русское единство» Аксенова, который на последних выборах набрал аж 4% голосов избирателей. Кроме того, было сообщено о назначении на 25 мая референдума «по вопросам усовершенствования статуса и полномочий Автономной Республики Крым». При этом оба решения были приняты в нарушение Конституции и законов Украины. Во-первых, в соответствии со статей 136 Конституции Украины, Премьер-министр АРК назначается по согласованию с Президентом Украины. А во-вторых, полномочия и статус Крыма определены Конституцией Украины, поэтому, в соответствии со статей 3 Закона Украины «О всеукраинском референдуме», эти вопросы должны выноситься на всеукраинский, а не местный референдум.

Важно отметить, что судя по вопросам на референдум, которые были озвучены, в Кремле решили повременить с «раскрытием карт». Очевидно 100% уверенности в успехе все таки тогда еще не было.   

Вторая серия. 1 марта 2014 года – экватор событий.

В этот день состоялось два ключевых события, которые по сути коренным обпазом изменили ситуация в Крыму. Во-первых, Совет Федерации РФ единогласно поддержал обращение Путина о вводе войск в Украину. Де-факто это означает, что 1 марта в 17.20 Россия объявила Украине войну. Во-вторых, состоялось еще одно внеочередное заседание ВС АРК, а также первое заседание новообразованного «правительства» Крыма. На нем так называемым «премьером» Крыма Аксеновым было объявлено о том, что «в связи с необходимостью», референдум будет проведен не 25 мая, а уже «ориентировочно 30 марта этого года». Причем происходило это все на фоне значительного возростания числа так называемых «зеленых» человечков, вооруженных до зубов, захватов и блокирования гражданских и военных объектов по всему полуострову и нагнетания обстановки в местах дисловации ВМС и других подраздилений ВС и пограничных войск Украины.

Третья серия. 6 марта 2014 года – сценарий сжимается.

Еще через пять дней состоялась очередная «внеочередная сессия» ВС АРК, который превратился уже в полностью карманный орган марионетки Кремля – псевдо-премьера Крыма Аксенова. По результатам заседания было объявлено о еще одном, втором по счету,  перенесении сроков. Было решено провести референдум через 10 дней - 16 марта 2014 года. Трудно найти в аналах истории XX-XXI столетий примеры организации в столь сжатые сроки референдумов о выходе территории независимого суверенного государства с целью присоединения к другому государству.

Также в Москве уже появилась уверенность в своих силах, в результате чего новая крымская «власть» публично «определилась» и с окончательной редакцией вопросов. В первом речь шла о независимости Крыма с дальнейшим вхождением в состав Российской Федерации, а во втором, - о возвращении Конституции Крыма 1992 года, которая предполагала то же самое. По сути жителям Крыма было предложено сделать выбор между «да» или «да» присоединению к России.

Фото: EPA/UPG

Следует отметить, что все эти события происходили на фоне последовательного наращивания численности вооруженных сил России на территории Крыма, блокирования всех без исключения военных объектов вооруженных сил Украины, перехода всех правоохранительных органов на сторону марионеточного правительства Крыма, прекращения вещания украинских телевиозинных компаний, запрета в допуске наблюдателей ОБСЕ и иностранных журналистов, захвата в плен активистов и военных, а главное - полнейшего бездействия новой центральной власти в Крыму. Парадоксально, но факт, - украинские войска без оружия оборонялись против вооруженных до зубов специальных подразделений армии России, не получая при этом никаких директив либо приказов из собственного Генерального штаба.

Заключительный акт трагедии под названием «аннексия Крыма»

16 марта прошел референдум о статусе Крыма. Объявленные результаты – 96,77% избирателей проголосовали за независимость Крыма, при этом явка составила более 83%. По свидетельствам множества очевидцев, голосовали все, кто хотел, по несколько раз на разных участках, предъявление паспорта гражданина Украины не требовалось. Ни одна цивилизованная страна мира не признала легитимности этого референдума. Даже Общественный сонет при Президенте России впоследствии публично дал совсем иные цифры – «при явке в 30-50% за присоединение к России проголосовало 50-60% крымчан». Как не крути, а до подавляющего большинства далековато.

Вместе с тем, «результаты» референдума стали основанием для подписания уже 18 марта в Кремле Договора о вхождении в состав Российской Федерации города Севастополя и Крыма на правах отдельных субъектах федерации. Реализация сценария по аннексии Крыма была успешно завершена. Для его реализации понадобилось всего лишь 19 дней. Далее последовало вручение орденов и медалей российским и крымским участникам драмы, а также подписание Президентом Путиным Указа, в соответствии с которым был введен новый праздник, - День сил специальных операций, который отныне ежегодно отмечается в России именно … 27 февраля, - в дату, когда впервые появились «зеленые» человечки в Симферополе.  

Вместо эпилога

Разыгранный Путиным как по нотам план «возвращения» в лоно России Крыма позволяет сделать несколько следующих выводов:

Во-первых, системе международного права нанесен непоправимый ущерб. Отныне никто на планете Земля не может чувствовать себя в безопасности. Пользуясь примером России, любая страна, обладающая ядерным либо иным оружием массового поражения, под предлогом защиты своих соотечественников, может аннексировать территории других государств.  

Во-вторых, ни ООН, ни ОБСЕ, ни любая другая международная организация либо страна не обладают эффективным инструментарием для защиты от агрессии против любого отдельно взятого независимого государства. Поэтому необходимо незамедлительно приступить к реформе в первую очередь ООН, а далее и всей системы международной безопасности. Иначе – третья мировая война не за горами.

В-третьих, аннексия Крыма Россией поставила под угрозу безопасность и стабильность всех стран и народов, проживающих на территории Европейского континента. Более того, она стала прямой причиной развязывания Кремлем войны на Востоке Украины. В результате, счет погибших, покалеченных и пропавших без вести уже ведется на десятки тысяч. В Европе создан настолько непредсказуемый и многогранный очаг нестабильности, что для его урегулирования понадобятся десятилетия и усилия всего цивилизованного мира.

В-четвертых, за год после включения Крыма и Севастополя в состав РФ, полуостров постепенно превращается в серую зону типа Абхазии и Приднестровья. Накапливаются социально-экономические проблемы, сворачиваются демократические свободы, и вообще то, к чему стремилась часть населения, – СССР – возвращается семимильными шагами.

И последнее. Аннексия Крыма по праву претендует на то, чтобы стать самой настоящей трагедией XXI века. Отныне всем нужно быть предельно бдительными. Захват сотней русскоговорящих «зеленых» человечков с оружием в руках здания мэрии и водружение на ней триколора где-нибудь в Кракове, Нарве, Ниредьгазе либо Могилеве, -  предлог для «воссоединения» России с другими «исконно русскими» территориями, пока еще принадлежащими некоторым независимым европейским государствам.

«Ящик Пандоры открыт»! Дальше будет?

Вадим Трюхан Вадим Трюхан , Голова правління ГО "Європейський Рух України"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram