Обещаны были Бах-Бузони, Рахманинов, Фрейдлин и их визуализация. Вводное слово уже традиционно было предоставлено Роману Бродавке, который ещё в советские времена возглавлял отдел культуры при облисполкоме, - весьма образованному человеку, но речь которого трафаретно-напыщенна; со слонностью к бОльшим преувеличениям и пафосу (что Ботвинов позже откомментировал, что так и следует, обращаясь к публике изрядно опростившейся. Что «только так и «работает»). Началось всё с Баха-Бузони, со всей трагичностью ощущалось, что рояль – ТЯЖЁЛ! (Ботвинов: «Да уж, инструменту более 20 лет и изначально качество его было средненьким. Правда, было тяжело»). Видео было «ч/б» - чёрно-белое, графично-геометричное.
На Шопена были предложены палеолетические ракушки, что вращались. (И тут мне, внезапно, ОСТРО, захотелось устриц! Точнее, сoquillage, которых мне время от времени сильно недостаёт). Тут я решила осмотреться, другие, все напряжённо вглядывались в экран. Более того, на лицах отражалась работа мысли: «Что это? Как оно соотносится с музыкой?». Могу вас уведомить, что подчас (для меня, лично) сочетание было идеальным, а подчас даже и абсолютным. Но всегда, всё же МОЯ версия была иной. Ах, да, из «ракушек» видео перешло в витражи, а уж оттуда в средневековые соборы.
Шопена УЖЕ могла СЛУШАТЬ, а не «пялиться», особенно Ноктюрн № 48 с живописью a la фрески, т.е. не зрить лишь, но пытаться совмещать, а на рахманиновскую «Элегию» ещё и «полетать» в облаках, посреди облаков (недурственно).
Да, это «МУЗКЛАСПОП». Ботвинов: «Несомненно, но это уже нужная популяризация, т.к. публика НАСТОЛЬКО стала невзыскательной, опростилась, что нужно. Это как перечитывать классику».
Хотя мне не менее (а более) любопытно отслеживать выражение лица пианиста, где читается мысль, упреждающая музыкальную фразу.
Была метель к Рахманинову – идеально!
А уж на того же Рахманинова зазвучал своеобразный Реквием по «Серебряному веку» - портреты! Шла череда портретов. Моё сердце дрогнуло! (угодил). Ботвинов: «Серебрянный век» тут как концепт, я хотел бы представить идеальное время, в котором хотел бы жить. И музыканты (я переспросила: «Нет, а писатели?»). ТУТ выявилось полное совпадение от Вячеслава Иванова, Фёдора Соллогуба до Андрея Белого, особенно «Петербург»! О! (НО Нарбута НЕ назвал, ну, а Блок не в счёт).
Зато в видеоряде были и «пионэры» (извините, но это терминология Фаины Раневской).
Затем звучала музыка одессита Яна Фрейдлина аки украинского композитора, который давно живёт в Израиле (а я как истинная «жидобандеровка» такое люблю!). В каком-то из эпизодов узнала силуэт Клаудии Кардинале!
В последовавшем интервью Алексей Ботвинов называл троих учителей, но одного - Кардашёва Анатолия Алексеевича выделял (я бы предпочла «своих» Бучинских, воспитавших плеяду пианистов, ведь я живу непосредственно в их квартире).
Видео создавалось совместно с VJ «videomatics», о котором, даже самому Ботвинову известно лишь имя его – Тарас.
И! Произведение последнего из композиторов – Карамонова Алемдара, крымского татарина, который принадлежал к группе Губайдллиной, Шнитке и т.д., но уехал на родину – в Симфнерополь, = остался неизвестен. Именно сейчас пришло время наконец-то о нём говорить, исполнять его.
«Нет-нет, я играю современную музыку: Сильвестрова, знаком с ним лично, вот умершего в безвестности Караманова, нашего Фрейдлина, но авангард как эксперимент – не моё, я его не ощущаю, он не моя натура. Ведь Стравинский или Прокофьев тоже сложные, не уступают в сложности, я их исполняю. Как и Филиппа Гласса.
Должен признать, что организация концертов по Украине намного сложнее, чем в Европе в принципе. Не говоря уже о том, там у меня агентство «Hans Adler» - старейшее в Европе, с 1918 года, есть агент в Швейцарии, а вот на Родине...
Должен признать, что сакральные фразы с закатыванием глаз вызывают во мне УЖАС, я не испытываю кайфа от характеристик типа «гений всех времён и народов», но утяжеление определительных прилагательных, увы, необходимо, как условия «игры», - работы здесь, в Украине, в условиях падения компетентности».
P.S. На пресс конференции по поводу предстоящего концерта струнного ансамбля Гидона Кремера в сопровождении видео Максима Кантора один ехидный журналист спросил: «Это, что, такой новый брэнд – видео+классическая музыка, вот вчера Ботвинов, а завтра Вы?». Маэстро Кремер был неприятно удивлён.
P.P.S. Необходимо напомнить, что ещё 20 лет тому назад, затевая в передачу «Ситуация УТА», одним из первых было интервью с Алексеем Ботвиновым, и оно хранится в МОЁМ архиве.