Для справки:
Сам референдум 18 февраля стал самым посещаемым мероприятием такого рода в современной Латвии. Пришло 70,73% избирателей, или 1.098.593 человека. Последний раз явка сравнимого уровня наблюдалась в ходе референдума о вступлении республики в Евросоюз. Латыши массово шли, "наэлектризованные" своими политиками и общественными деятелями - "спасать родной язык, как единственное, что осталось у титульного народа Латвии". Русские не менее массово поднялись, дабы "оградить себя от продолжающейся политики ассимиляции и языкового террора". Активно голосовали не только в Латвии, но и за ее пределами - многочисленные "трудовые эмигранты", оставившие страну в поисках работы, тоже пришли в посольства, чтобы опустить заветный бюллетень в урну.
После того, как в 22.00. вечера все участки окончательно закрылись, начали поступать официальные данные по итогам голосования. Было объявлено, что 74,8% (821.722) от общего числа участников референдума проголосовали против введения второго государственного языка. В свою очередь 24,88% (273.335) избирателей поддержали соответствующие поправки к конституции. Среди последних оказалось больше всего жителей Латгалии (55% или 78.736 человек). В свою очередь, в других регионах серьезный перевес получили противники законопроекта: в Курземе "против" проголосовали 91,37% участников референдума (132.708 человек), в Земгале - 87,42% (138.565 человек), в Видземе - 87,98% (262.643 человека). При этом в Видземе проголосовали 72,95% от общего количества местных избирателей (298.566 человек), в Курземе - 70,98% (145.250), в Земгале - 68,3% избирателей (158.511 человек). В свою очередь, в Латгалии на участки пришли лишь 60,03% избирателей (141.707 человек). За границей проголосовали 33.817 человек.
Что латвийский референдум принесет Украине?
Референдум закончился полной победой латышей, честным проигрышем русскоязычных жителей Латвии и нескрываемой злобой официальной Москвы. Что касается Украины, то данный референдум четко показал направление, по которому Украина должна решать национальный вопрос. Лично для меня понятно, что проведение подобного референдума в Украине будет означать ликвидацию государства в современных его границах. Причем при любом результате. Ибо понятно, что результаты референдума будут аналогичны результатам последних президентских выборов. Пару процентов перевеса. В какую сторону - сейчас сказать трудно. Но понятно, что это будет убийственный референдум.
В любом случае проигравшая сторона не согласится с таким статус-кво. А близость России, с одной стороны, только усилит эти противоречия. Я глубоко убежден, что Россия спит и видит, как в Украине проходит языковой референдум. И для России даже выгодно, чтобы позиция второго государственного (русского) языка не получила поддержку большинства жителей нашей страны. Тогда включится вся пропагандистская машина и территория Украины, что подвержена идеям «рускага мира», быстро превратится в очередной субъект российской Федерации. Будут задействованы все методы. Помните, как в свое время Третий Рейх защищал культурные и национальные права Судетских немцев? Помните, чем вся эта защита закончилась? Развалом и оккупацией Чехословакии. Если кто-то думает, что будет не так, тот глубоко и системно ошибается. В истории, в отличие от филологии, очень редко встречаются исключения из правил. А уж недавние события в Грузии - ярчайший пример, как старший брат может защищать своих граждан…..
Специально для этого материала попросил прокомментировать результаты референдума и его возможные последствия для Украины херсонских экспертов.
Слово Дементию Белому, общественному деятелю, руководителю херсонского отделения Комитета Избирателей Украины:
В Латвии происходят неоднозначные процессы. С одной стороны – явные нарушения прав человека со стороны латвийских властей, с другой, обострение политической ситуации в связи с отсутствием диалога в латвийском обществе, с третьей стороны – целенаправленные действия по созданию очагов напряженности, которые предпринимает российское руководство.
Латвия - чуть ли не единственная страна в Европе, которая целенаправленно и жестко разделяет своих жителей на два сорта: граждан и неграждан, (не путать с апатридами, лицами без гражданства). Неграждан в этой стране около 320 тысяч человек или 14,4% всего населения страны. Эта категория жителей Латвии лишена избирательных, а также некоторых социальных и экономических прав. Для подавляющей части неграждан родным является русский язык.
Вообще, русский – родной язык для почти 30% населения Латвии (около 600 тысяч). При этом на русском языке запрещено преподавание в государственных и даже в частных вузах, в последнем случае – если частный вуз получает хоть какое-то государственное финансирование.
Хочу сразу отметить кардинальное отличие русского, гражданина Латвии, и русского, гражданина, например, Украины. В Латвии, если ты, русский человек, не сдал экзамен по латвийскому языку и экзамен по латвийской истории (в трактовке латвийской национальной исторической школы), а также не прошел длительную, около года процедуру натурализации, то ты не станешь гражданином. То есть ни о каком «говорите на общепонятном» здесь даже не может быть и речи.
И при этом – ты платишь налоги, выполняешь все законы, и ощущаешь на себе постоянное моральное давление. Думаю, что это неправильно и даже опасно для самого латвийского государства. Можно вспомнить, как движущей силой разрушения Российской империи стали передовые представители наиболее притесняемых наций: евреи, поляки, те же латыши, украинцы. На сегодня российская община, в результате, давления со стороны власти, превращается во все более консолидированную группу. На внеочередных выборах в парламент русская партия («Центр согласия») получила больше всего депутатских мест.
Русские, став гражданами Латвии, не смогли получить всех прав и активизируют политическую борьбу за свои права. При этом, мы не должны забывать о серьезной внешней угрозе: руководство Российской Федерации, используя принципы реалполитики, фактически старается поддержать очаги напряженности на своих границах. Русский язык и русские национальные меньшинства в некоторых постсоветских странах, к сожалению, являются инструментов агрессивной внешней политики России. И в этом отношении, российское руководство использует проблемы российской общины Латвии, раздувая их обиды – для решения своих узкопрагматических задач – отвлечения своего российского общества от внутренних проблем, консолидации российского народа перед лицом «западной опасности», для шантажа ЕС и т.д.
Я думаю, что природа межнациональных противоречий в Украине кардинально отличается от ситуации в Латвии. Но есть одно немаловажное сходство: если русскому будет придан статус государственного, то это будет жестоким ударом и по латышскому, и по украинскому языкам.
Мне кажется, что большинство русских и русскоговорящих в Украине это понимают. Понимают они и свою ответственность перед судьбой украинского языка, именно поэтому, согласно всем социологическим опросам, проблема статуса русского языка никогда в Украине не входила в группу актуальных проблем.
И здесь трудно не согласится с экспертом, что в Украине языковой вопрос не является актуальным для большинства жителей страны. И он только искусственно нагнетается в период очередных выборов. Украинцы, говорящие на українській мові, украинцы, говорящие на суржике или русском языке, русские и другие прекрасно понимают друг друга. Для них вопрос языка не актуален. И как говорится, Слава Богу!
Схожую позицию по этому вопросу высказал пользователь соцсети Гуглл+ Артур Соломович из города Ярославля (Российская Федерация) На страничках вышеупомянутой соцсети у меня с ним состоялась серьезная дискуссия по результатам прошедшего в Латвии референдума. Поэтому я подумал, что комментарий этого человека будет очень интересен, так как мысли высказанные им имеют широкую поддержку среди жителей России. Предоставим ему слово:
Прошедший референдум был важен даже не своим результатам, которые были предсказуемы, а тем, как он проходил, и тем, как комментировались его результаты. Я, конечно, говорю о своей точке зрения.
Итак, к голосованию не были допущены 320 тысяч жителей Латвии или, что-то около 15% населения страны. Фактически были лишены голоса те, кто больше всего был заинтересован в принятии закона. То есть, в очередной раз, при молчаливом согласии всех европейских структур, было сказано: все равны перед законом, но есть более равные.
Конечно, это же не партия ПАРНАС (Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» (сокр. ПАРНАС) — коалиция российских «внесистемных» политических организаций. Была образована в Москве в 2010 году.), непризнание которой - головная боль всей Европы.
Также показательный момент: многими в Латвии это голосование было воспринято как Рагнарек. Например, директор одного из театров заявил о списке предателей Латвии, который они получат в результате голосования. Другие властные лица государства ясно дали понять, что они вовсе не представители ВСЕХ граждан Латвии. Интересно, как дальше они будут призывать инвесторов из РФ, после такого показательного «шлепка Путину».
Референдум показал, что латвийское государство так и осталось в 20 веке, и, более того - все успешнее марширует к 1933 году.
Характерный комментарий. Не буду его обсуждать, пусть читатели сделают свои выводы. Только еще раз убедился в существующей парадигме: только у русских есть патриоты, у всех остальных их место занимают националисты…
Как бы кому ни было горько осознавать, но 75 процентов латышей (по данным референдума) считают русских оккупантами. У них еще свежа историческая память. Признать оккупационный язык государственным – значило для латышей вывернуть себя наизнанку. Поэтому они подавляющим большинством (74,8%) сказали русскому языку “нет”, считает херсонский журналист и общественный деятель Олег Зайченко. (Именно этот человек, будучи депутатом городского совета, первым в Херсоне водрузил флаг независимой Украины на здании херсонского горсовета)
Что, касается проведения аналогичного референдума в Украине, у Олега Зайченко следующее мнение:
Стоит ли такой же референдум провести в Украине? Наверное, да. Но, в Украине, как обычно все будет сложнее. Исторические обиды стерло время. Языковые войны – чисто политтехнологическая разработка. Кто, кого и когда оккупировал, понять сложно. Если брать 1654 год, то Украину постепенно оккупировала Московия. А если 998 – то Украина огнем и мечом расширяла границы государства за счет народов проживающих у берегов Москва-реки, Оби и Вятки.
Да и не совсем понятна тема референдума о «русском языке» как о втором государственном. Сколько лет он русский? 300? Отдельным языком стал для удовлетворения имперских амбиций Петра? А до этого он был просто диалектом государственного языка Киевской Руси.
Знаю, будет много скептиков. Но если я ошибаюсь, тогда пусть мне объяснят, на каком языке говорил основатель Москвы, представитель киевской княжеской династии, Юрий Долгорукий? (Ответ - на старославянском - не принимается. Ибо это летописи творились на старославянском, а если точнее – церковно-славянском. Князья, как известно, летописей не писали и на книжном языке не разговаривали.)
Ведь нельзя считать отдельным средством общения полтавский или львовский диалект? Почему же в Украине русский должен быть на особом положении? Как можно диалекту придать статус второго государственного?
Это для латышей русский язык – отдельная лингвистическая конструкция, а для украинцев – просто северный диалект (стародавньої української мови), которому угораздило нахвататься шовинистических замашек.
Но референдум проводить нужно. Только по сути, это будет референдум не о языке, а стресс-тест на гражданство. Он покажет: кто считает себя украинцем и связывает будущее с этой страной, а кто нет.
Заканчивая и подводя черту, хочу отметить, что именно для меня (как и для многих украинцев) вариант проведения подобного референдума в Украине, является очень заоблачной перспективой. Таким себе голосом из прекрасного далека…. Уж очень большие ставки у подобного плебисцита. А последствия - предсказуемые и, к сожалению, они неутешительные. Можно даже сказать - опасные. А играть сегодня в подобные игры могут и хотят только глупцы. К коим действующую сегодня на территории Украины власть никак нельзя отнести.
Так что ждем очередных языковых инициатив и деклараций, а также громких заявлений. Скоро же выборы.