Это стало очевидным после демонстративной поддержки Путиным Юлии Тимошенко, когда устами избранного президента соседней страны ей было предложено лечение в любой клинике Российской Федерации.
Действующих лидеров государств на инаугурацию не приглашали.
Близких друзей президента Путина представляли ушедшие в отставку лидеры европейских государств. Герхард Шредер и Сильвио Берлускони символизировали принадлежность России к европейскому сообществу, в котором эта страна играет все более заметную роль.
Сами торжества были грандиозными.
Надо сказать, что впервые в истории современной России вступление в должность главы государства проходило на фоне достаточно серьезных протестных акций. Накануне у Болотной площади собралось около 20 тысяч демонстрантов, не согласившихся видеть Владимира Путина хозяином Кремля. «Марш миллионов», как назвала эту акцию российская оппозиция, по сути, был прерван на полпути: оппозиционеры отказались проходить через металлоискатели и устроили сидячую забастовку. Правоохранители продемонстрировали всю мощь репрессивной государственной машины, около полутысячи наиболее активных протестующих во главе со своими лидерами были задержаны и доставлены в полицейские участки Москвы.
Протесты и аресты продолжились и в день инаугурации.
Настораживает еще одна тенденция уличных протестов в Белокаменной: они становятся все более агрессивными и неуправляемыми. В ходе столкновений с милицией пострадали не только десятки демонстрантов, но и три десятка полицейских, что свидетельствует о далеко не мирных претензиях несогласных с политикой властей.
Впрочем, события последних лет свидетельствуют о том, что мир становится другим. Борьба за власть из плоскости противостояния между либералами и консерваторами, республиканцами и демократами, «зелеными» и «голубыми» переходит в плоскость противостояния гражданского общества и организованного крупного капитала. В безудержной гонке за прибылями современные олигархи слишком увлеклись и не заметили, как шагнули за черту массового негодования.
«Марш миллионов», прокатившийся по российским городам накануне инаугурации Владимира Путина, это отчетливо высветил. В Москве воскресные выступления вышли из-под контроля организаторов акции, толпа готова была смести не только полицейские кордоны. Просмотрев десятки роликов, выложенных в интернете, не находишь в действиях протестующих горячей поддержки оппозиционных лидеров, да и сами они больше всего испугались того, как развивались события.
В многочисленных комментариях холеных представителей оппозиции сквозит страх и недоумение, а ссылки на неких провокаторов, разрушивших сценарий мирных протестов, выглядят совсем уж неубедительно и свидетельствуют лишь об одном: толпа готова смести не только власть, но и оппозицию. Простые россияне не видят большой разницы между вчерашними олигархами, у которых отобрали власть и которых разорили олигархи сегодняшние.
Разбуженные «сетевыми хомячками» рассерженные горожане формулируют свои претензии к властям. Эта проблема станет одной из главных для Владимира Путина. Ровно как и для лидеров других стран в стремительно меняющемся мире. Вне зависимости от торжественности военных парадов и инаугураций.