Чувствовалась зловонное разложение чьей-то мечты. Да не просто чьей-то, а мечты целого региона Донбасс! Такого уныния и отчаяния не приходилось слышать даже после Майдана, когда регион пережил шок, сравнимый с ощущениями фашистских захватчиков под Сталинградом. Но тогда была совсем иная атмосфера. Как ни странно, но это была атмосфера всеобщего подъема. Каждый пенсионер и каждый рабочий убедился в особой исторической миссии Донбасса. И даже, несмотря на свою маленькую пенсию или зарплату, большинство верило, что все это происки оранжевого супостата, который будет обязательно растворен в кипящей лаве домны, как Терминатор в конце второй части.
Но случилось непоправимое – выходец из Донбасса все-таки стал президентом и жить, почему-то, стало хуже. Оказалось, что не было никакой миссии – все это были просто памфлеты pr-менеджеров местного руководства.
И вдруг удавкой на шее оказались долг по квартплате и очередное повышение цен; и как кость в горле застряли предвыборные обещания. И заевшей пластинкой в моих ушах звучал всю дорогу разговор бабушки, у которой 800 грн. пенсия, и работяги из села, который не может выучить дочь из-за сокращения в связи с кризисом. Но самое страшное, что умерла их ВЕРА! Они уже не чувствовали тяжесть спасительного креста на своих плечах, они ощущали ярмо… И мне нечего было сказать им.
Потом я пришел на работу. Уютный офис международной компании. Нет ни намека на отчаяние. В обед два человека из нашей команды вдруг подняли разговор о том, что надо голосовать за Кличко, т. к. “настоящий народный любимец, никогда не будет воровать, т.к. побоится потерять народную любовь”. Я попытался было возразить, но коллеги стояли на своем. Я подумал, что тем лучше, ведь у них есть надежда, которая, впрочем, тоже угаснет через 4-5 лет, как надежда на Тигипко.
После обеда чехарда мыслей не давала мне покоя. Как вдруг ссылка с одной финансовой статьи привела меня к заметке о Циклах Кондратьева. Это отрезки времени продолжительностью 40-60 лет, которые демонстрируют взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и спадами/подъемами мировой экономики. Мы сейчас находимся как раз на спаде – в конце 5-го цикла (эпоха Интернета, электроники и лазерной техники).
Пик следующего, 6-го цикла предположительно придется на 2039. Это будет время выпуска первого домашнего робота, который сможет сам лечить простуду хозяев с помощью ингаляции легких потоком генетически модифицированных бактерий. И скорее всего отдельные детали этого робота или программное обеспечение для них будет разрабатываться в Украине. Если у меня появиться сын до моего тридцатилетия, то когда ему будет 20, в одном из киевских офисов будет разрабатываться часть одного из первых массовых бытовых роботов! И он в самый расцвет своих сил сможет присоединиться к этому процессу.
И эта новая мечта отвела от меня печаль от рассказа бабушки из поезда о своей маленькой пенсии и от рассказа работяги о своих проблемах. Ведь через 20 лет не будет большинства проблем, которые тревожат нас сейчас. Может, и Украины не будет в текущих границах. Но советский экономист Николай Кондратьев сказал, что будут роботы. И хотелось бы, чтобы наши дети создавали их.
P.S.: Если, дочитав данный текст до конца, вы так ни разу и не улыбнулись, по послушайте композицию Алекса Дубаса и Ёлки “О пользе солнцезащитных кремов” и перечитайте его еще раз.