Петру Алексеевичу есть что терять. Он понимает, что на кону не только личная репутация, но и судьба выстроенной за годы независимости мощной бизнес -империи. Пока на внутреннем рынке ей ничто не угрожает, но откажись он от заманчивого предложения, и никто никаких гарантий дать не сможет.
С другой стороны, согласившись занять одну из ключевых должностей в правительстве Николая Азарова, Порошенко понимает, что играть придется отнюдь не по тем правилам, которые он не раз озвучивал в средствах массовой информации. Ему никто не позволит разрушать выстроенные, порой не очень прозрачные схемы управления экономикой страны, коренным образом менять тендерную политику, серьезно влиять на расстановку кадров. Он будет вмонтирован в жесткую структуру власти, интересы которой сосредоточены на удовлетворении потребностей господствующих элит.
Все, что ему будет позволено, - так это защищать от посягательств свой бизнес, добывать для него определенные преференции на внутреннем и внешнем рынках. То есть, вести себя так, как это делают министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко или как делал возглавлявший пока вакантное министерство первый вице-премьер Андрей Клюев.
Президенту Виктору Януковичу свежая кровь в правительстве гораздо больше нужна, чем Петру Порошенко министерское кресло. В обществе и предпринимательской среде за два года сложилось четкое представление об исключительно донецком происхождении нынешней власти, при этом никто не пытает иллюзий на предмет наличия в этой среде каких-то демократических начал. С таким имиджем в Европе нас точно не ждут.
Виктору Федоровичу в Европейский союз страшно хочется. Для него важен не столько конечный результат, сколько намерение в сторону Варшавы и Брюсселя двигаться. Он не устает это декларировать на всех усюдах, понимая, что только таким образом можно как-то объяснить напряженные отношения с Россией. В нынешнем же правительстве так желанных для президента евроинтеграторов крайне мало. Взять хотя бы самого премьера Николая Азарова. Если Николай Янович и пытается быть таковым, то разве что на Фейсбуке. В жизни и деятельности его с головой выдает принадлежность к иной культуре и образу мышления.
Петр Алексеевич же не только яркий представитель украинских «западников», но и реальный участник оранжевых событий 2004 года, что на Западе высоко ценится. Он ходил в «любых друзья» Виктора Ющенко, возглавлял при нем Совет Национальной безопасности и обороны. Он был обласкан и Юлией Тимошенко должностью министра иностранных дел. К тому же предшественник на посту министра экономики, параллельно занимающий должность первого вице-премьера Андрей Клюев слыл как один из наиболее сочувствующих сближению с Россией. Назначив на этот министерский пост Порошенко, президент сделает реверанс в сторону Европейского союза, где в искренности европейского выбора украинских властей начинают сильно сомневаться.
Говорить сегодня о социальных инициативах, которые станут ярмом для нашей экономики, - это не только популистская предвыборная прихоть, но и довольно некорректное поведение по отношению к Петру Порошенко как кандидату на должность министра экономики. Ведь именно ему придется разгребать эти "горе-инициативы". Именно поэтому власть и Президент так стремятся привлечь в правительство Порошенко
— Олесь Доний, народный депутат
Еще один аргумент в пользу назначения Порошенко заключается в крайней необходимости примирения бизнес-элит внутри страны. Передел интересов в пользу «донецких» дошел до черты, за которой могут начаться неконтролируемые процессы. Надо понимать, что за оппозиционными бизнесменами стоят не только их расчетные счета, но и рабочие места, социальные обязательства перед конкретными людьми. Бунт предпринимателей осенью 2010 года подтвердил, что шутки на этом поле весьма чреваты непредсказуемыми последствиями.
Петр Алексеевич может стать символом усмирения непримиримой оппозиции. Он обладает достаточно сильным влиянием среди лидеров национально-демократических партий, владеет достаточно мощной медиа-структурой, включающей оппозиционный «5 канал», ряд интернет-проектов, кстати, плотно сотрудничает на этом рынке с донецким олигархом Ринатом Ахметовым. Судя по последним программам «порошенковского» телеканала, ранее господствовавшая там безудержная критика власти стала более лояльной к ней.
Сам Порошенко пока держит паузу. По некоторым сведениям, до последнего времени он находился за границей. Конечно же, не в России. Решал он там накопившиеся бизнесовые проблемы перед уходом на новую работу или советовался с нужными людьми, идти ли во власть сейчас и менять ее изнутри, – судить не берусь. Это большая политика.