Спецтема
Всё о бюджете на 2013 год

Новый парламент должен остановить петушиные бои и незамедлительно пересмотреть бюджет-2013

Вынужден констатировать, что принятый Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2013 год» является антисоциальным. Главная смета страны вновь предусматривает еще большее обогащение олигархов и крупного бизнеса за счет простых людей.

Главным социальным индикатором любого бюджета является удельный вес сводного бюджета в структуре Валового внутреннего продукта (ВВП). В бюджете Украины на 2013 год этот показатель достигает 29,4%. Во Франции, Германии, Швеции этот показатель колеблется в пределах 45-50%. В Украине перераспределение национального богатства через бюджет и пенсионный фонд будет не выше 38%. Учитывая колоссальную тенизацию украинской экономики, реальное перераспределение национального богатства составит около 18%. Это значит, что на ребенка, студента, пенсионера, медицину, оборону, образование, науку в стране работает только каждая шестая гривна!

Второй базовый показатель экономического и социального развития - это доля фонда оплаты труда в структуре ВВП. Правительство оставляет этот показатель на уровне 30,6% (в 1990 году - 57%). Если же учитывать уровень тенизации экономики, то реально фонд оплаты труда еще меньше. В большинстве стран Евросоюза этот показатель почти вдвое выше!

Парламент уменьшил перераспределение национального богатства через бюджет и через оплату труда, одновременно помог крупному бизнесу - уменьшил налог на прибыль предприятий более чем на 1,5 миллиарда гривен. Этим Рада дала зеленый свет увеличению доходов владельцев предприятий за счет людей наемного труда и социально незащищенных слоев населения.

Большие сомнения вызывает прогноз роста ВВП Украины в 2013 году на уровне 3,4%. Этого, к сожалению, не будет. По оценкам аналитиков реальный прирост ВВП в 2012 году приближается к нулю. И следующий год для страны будет тяжелым из-за негативной ситуации на внешних рынках металлов, химической продукции.

На фоне реального уменьшения расходов на социальные статьи бюджета - образование, науку, здравоохранение, социальную защиту чернобыльцев, детей войны, ветеранов, афганцев увеличено финансирование правоохранительных органов. В это время стипендии студентов, учеников не достигнут уровня прожиточного уровня, их рост будет только за счет индексации. Аналогичная ситуация и с заработной платой педагогов, медработников, других бюджетников, которая на несколько десятков гривен вырастет только с 1 декабря 2013 года. Самой низкой за все предыдущие годы будет государственная поддержка села. Практически не будет финансироваться реконструкция и развитие орошения, несмотря на угрожающие засушливые погодные условия на протяжении нескольких последних лет.

Провальной оказалась налоговая политика правительства. Об этом свидетельствуют недавно внесенные коррективы в госбюджет на 2012 год. Согласно поправкам, ВВП вырос на 25 миллиардов гривен, а доходы бюджета при этом уменьшились на 12,5 миллиардов гривен. Это противоречит здравому смыслу и подчеркивает большую тенизацию экономики: при росте ВВП должны увеличиваться и поступления в бюджет.

Катастрофическая ситуация складывается с государственными долговыми обязательствами. В бюджете Украины на 2013 год заложен рекордный уровень заимствований - 135 миллиардов гривен. Прямой и гарантированный государственный долг Украины может достичь 600 миллиардов гривен. Это почти два государственных бюджета Украины.

Настораживает высокий уровень дефицита. Кроме заявленных 50 миллиардов гривен следует учесть дотации Пенсионному фонду, НАК «Нафтогаз Украины», Дунайскому пароходству, «Ощадбанку» и др. К тому же госбюджетом в который раз осуществляется недопустимая практика, которая угрожает национальным интересам - выдача государственных гарантий бизнесу на уровне 50 миллиардов гривен.

Тревожит и то, что в основном финансовом документе Украины заложены нормы, которые позволят правительству в ручном режиме регулировать выплаты по социальной защите чернобыльцев, афганцев, детей войны, ветеранов и других. Опыт показывает, что на практике эти выплаты дозированные или вообще не проводятся. Кроме того, документ позволяет распорядителям бюджетных средств привлекать средства сверх установленных бюджетных назначений для осуществления капитальных расходов. То есть, каждое министерство фактически получило право заниматься заработками. Это приведет к высасыванию денег из реального сектора экономики, населения и использовать их для офисного строительства, закупки автомобилей и других материальных ценностей.

Назрело принятие реального антиофшорного законодательства, которое не позволит олигархам ежегодно выводить до 30 миллиардов долларов из экономики Украины. Изменений требует Налоговый кодекс - необходимо переложить налоговое бремя с физических лиц, малого бизнеса на крупные предприятия и корпорации. В ряде регионов сложилось так, что подоходный налог с педагогов, медиков более чем на половину формирует бюджеты соответствующих советов. В разы требуют увеличения рентные платежи за использование природных ресурсов и полезных ископаемых. Необходимо реальное налогообложение страховой деятельности, изъятия лишних средств у Национального банка, налогообложения миллиардных депозитов и т.д.

Приведенный анализ показывает, что в 2013 году надеяться на рост социального благополучия, покупательной способности населения или на улучшение пенсионного обеспечения не стоит. Бюджет не содержит реальных шагов по приоритетной поддержке инновационных сфер экономики, науки, образования, медицины и культуры. Продолжит деградировать село. Это может привести к росту безработицы, бездуховности и безнравственности, дальнейшего отставания Украины от ведущих стран мира.

Парадокс, но отвечать за этот бюджет реально некому. Ибо за его выполнение будет нести ответственность Кабинет Министров, который ушел в отставку 3 декабря 2012 и Верховная Рада VI созыва, которая завершила свою каденцию.

Новой Верховной Раде следует остановить потешные петушиные бои и вместе с правительством пересмотреть госбюджет, сформировать новый на принципах социальной справедливости, приоритетной заботы о гражданах, развития отечественного высокотехнологичного производства, дальнейшего процветания Украины.

Станислав Николаенко Станислав Николаенко , Ректор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (НУБиП)
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram