Страдает каждый: тот, кто платит подоходный налог, и предприниматель, и тот, кто их не платит в силу возраста. В итоге, среднестатистический украинский налогоплательщик, чтобы заплатить налоги, тратит 657 часов в год и 8% своего дохода.
Система построена так, что заходя в налоговое правовое поле, ты автоматически становишься преступником. Толкает на первое преступление налоговый инспектор, объявляя тебе твою налоговую нагрузку – то, какой побор ты должен уплатить, независимо от результатов твоей бухгалтерии. У тебя попросту нет выхода, не заплатишь – не примут отчет, штраф в 1020 гривен за повторное нарушение отчетности, дальше лишишься свидетельства плательщика НДС, вспомнят, что твой офис находится не по месту юридической регистрации, и это только начало. Дальше - налоговая милиция, обращение в налоговую от «обиженного» тобой покупателя-бомжа, как результат - все виды проверок. Одним из технических решений такой проблемы может быть штраф за нарушение порядка принятий отчетности у налогоплательщика. На мой взгляд, он должен составлять не менее 3400 гривен.
Настоящий бич – количество платежей.
В Грузия - 6, Россия - 11, США - 10, Франция и Китай - 7, Гонконг – 2. У нас - 23. Что это значит? Налоговая система не имеет четкой идеологии – правительство превратило ее в поборы и мздоимство вместо фискальной кооперации бизнеса, граждан и власти. В результате – высокая стоимость сбора, гражданское сопротивление, отравление общества фискально-полицейским режимом, неэффективность.
Бюджетный кодекс мы приняли, потом налоговая реформа, но это не означает, что это догма, с которой мы будем жить всю жизнь. Это первый Налоговый кодекс в независимой Украине. Мы его приняли, сейчас мы некоторое время поработали, и я надеюсь, что те замечания, которые сегодня есть к этому документу, мы соберем до конца этого года со всех сторон и учтем потом в изменениях к этому кодексу
— Виктор Янукович
Размер налогов – предмет конкурентоспособности экономики. Власть в Украине - неэффективна и коррумпирована, через высокие ставки отбирает у экономики ресурсы, которые послужили бы ее развитию, вместо этого будут превращены в нелепый «социальный дождь» и разворованы. Посудите сами, НДС до конца 2012 у нас 18-20%, налог на прибыль 23-18%. Латвия – 15%, Грузия - 15%, Германия - 15%, Россия - 10-18%, Литва - 5-21%. Здесь нужно учитывать размер базы налогообложения. Инспектор может «при команде» задрать «ее» до необходимого уровня, чтобы парализовать плательщика.
Следующий нонсенс – подоходный налог.
Простые люди самой бедной страны в Европе несут самую высокую налоговую нагрузку – примерно 14,5%. В налоговом кодексе условно бедные платят 15%, богатые (10-кратный размер минималки) - 17%. Теперь Европа: Англия - 10 и 50; Португалия 10 и 42; Франция 14 и 45. Самым бедным там предоставляют субсидии и ставка налога становится отрицательной: Германия «– 2,8 %», Англия «- 8,7 %».
Налоговая милиция. Это 10 000 высокооплачиваемых граждан, на которых в год тратится полмиллиарда гривен, возбуждается 5000 дел в год, 80% которых закрывается, разумеется, после получения взяток. Европейские примеры: например, испанской финансовой гвардии отличаются от нашей милитаризированной службы – это высокоинтеллектуальные кадры, вооруженные технологиями, а не масками и оружием, они прогнозируют риски и работают с неплательщиками в офисе, а не бегают по чердакам и подвалам, как наши.
Можно продолжать бесконечно. Это и преступные правила получения свидетельства НДС, и псевдоупрощенка, и немыслимое древо проверок, правила их проведения, коррупция, и т.д и т.п.
Важно другое: в Украине уже лет 15 успешно работает теневой налоговый кодекс Азарова – он короткий и понятный. В нем три правила – нагрузка, политическая лояльность и всегда протянутая рука налогоплательщика: не для сотрудничества, а с «котлетой» - платой за право жить и кормить своих детей, оно, это наше право, к сожалению в его руках.