С началом нового года возобновилась тема конституционных изменений, которые, по сути, лишат Украину унитарности и станут своеобразным ящиком Пандоры для нашей страны. Ведь, если дать особый статус отдельным регионам Донбасса, то где гарантии, что завтра такого же статуса не затребуют другие области Украины? Именно этого и добивается Кремль, дабы разваливать Украину ее же собственными руками.
Сегодня мы слышим, что в парламенте нет 300 голосов «за», чтобы принять изменения в Конституцию. Но отсутствие нужных голосов не означает, что данный вопрос закрыт. Он просто может быть отложен, но на его решении будут настаивать, как Москва, так и Вашингтон. Москве важно частично ослабить действие западных санкций. Вашингтон же готов заморозить конфликт в Украине, чтобы сконцентрироваться на Ближнем Востоке и президентских выборах в США. Европа сделает так, как ей скажут из-за океана, и тоже не против конституционных изменений в Украине.
В свою очередь, все понимают, что Минские соглашения – бутафория, которая разрешила Украине выиграть время. Формат данных переговоров не может быть действенным априори, ибо ни Россия, ни пророссийские сепаратисты не будут исполнять условий мирного договора, подписанного в Минске. Таким образом, логичным видится создание нового формата возвращения под украинскую юрисдикцию Крыма и Донбасса. Кстати, об этом уже говорит Президент Украины, для которого «оптимальным форматом для начала такого механизма является формат «Женева плюс» с участием наших партнеров из Европейского союза, США и, возможно, стран-подписантов Будапештского меморандума».
В этих словах мы видим осторожность Петра Порошенка. Фраза «возможно, стран-подписантов Будапештского меморандума» свидетельствует о том, что Запад предпочел забыть о давнем договоре, которым Украине гарантировалось неприкосновенность границ и суверенитет. Если анализировать ситуацию со времени начала русской агрессии против нашей страны, можно сделать вывод о целенаправленном отсутствии понятия «Будапештский меморандум» в современном западном политическом дискурсе, когда речь заходит о России и Украине.
Наши политики, не желая злить своих американских и европейских партнеров, тоже пытаются избегать упоминания данного договора. К слову, единственной политической силой, которая давно предлагала новый формат переговоров, упирая именно на Будапештский меморандум, была Радикальная партия Олега Ляшка. Так, соответствующее постановление №2549а радикалы подали на рассмотрение парламента еще 31 августа 2015 года. Но и сегодня оно так и не принято Верховной Радой, а Президент только начал говорить о Будапештском меморандуме. Возможно, взял себе советников-радикалов? Или понял, что призывать к ответственности нужно как Россию, так и США с Великобританией?
Как бы там ни было, но вероятность создания нового формата мирного урегулирования войны на Донбассе и деоккупации Крыма очень высока.
Во-первых, про это говорит невозможность продолжения переговоров в том формате, который второй год мы наблюдаем в Минске.
Во-вторых, Россия сегодня зажата экономически и теперь самое время давить на нее дипломатически и политически.
В-третьих, неисполнение обязательств перед Украиной в рамках Будапештского меморандума может в дальнейшем нивелировать роль таких стран как США и Великобритания в качестве гарантов безопасности другим странам. Ведь, кто станет надеятся на какой-либо договор, если им будут пренебрегать, как и Будапештским меморандумом? Не лучше ли создать себе защиту в форме ядерной бомбы? А это еще один важный риск, который будет исходить для всего мира из-за позиции стран-подписантов Будапештского меморандума. И именно об этом должны помнить Лондон с Вашингтоном, когда дело касается гарантий для суверенной, независимой страны, которую сегодня оккупирует Россия при попустительстве Запада. Ведь аппетиты Кремля не ограничиваются одной лишь Украиной. И никто не знает, какое государство может быть следующим в веренице кровожадных походов одичалой от собственного имперского эго Москвы.