Надо сказать, что за 25 лет в бизнесе я практически не встречал более удручающей проблемы, чем удушливый дефицит квалифицированного персонала. При этом проблема касается в равной степени и хорошего слесаря, и грамотного руководителя. А усугубляющим данную печаль фактом является то обстоятельство, что за практически четверть века ежегодной работы в ГЭКе (государственной экзаменационной комиссии по защите дипломов) я с отчаянием наблюдаю общее снижение уровня выпускников. И вот зайдя на прошлой неделе в комнату переговоров в поисках одного из руководителей компании и найдя его проводящим собеседование с соискательницей должности энергетика, не удержался и полушутя спросил ее, в чем измеряется сила тока, спросил мимоходом, совершенно не предполагая продолжения диалога. Но ответ девушки, закончившей с «красным» дипломом энергетический факультет, меня озадачил: «в вольтах», - ответила она, уточнив, что она закончила этот факультет на отделении турбиностроения. Но почему-то ответить на вопрос, в чем измеряется производительность турбин, она тоже не смогла. Уже явно «прикалываясь», я сообщил ей про киловатт-часы, и спросил, что такое «час» с астрономической точки зрения. Не получив ответа, спросил: а что вокруг чего вращается — земля вокруг солнца или наоборот? Узнав, что, по ее мнению, солнце вращается вокруг земли, поинтересовался временем оборота. Видимо, от растерянности, девушка ответила, что...10 минут, а увидев мое удивление...вдруг просияла догадкой, и радостно спросила: «Час?»
Случай, к сожалению, достаточно типичный, и я бы, может быть, и не сильно за него зацепился, если бы в это же приблизительно время не произошло событие, гораздо более масштабное по глубине проблемы, и, самое главное, системно-первопричинное по своей сути: назначенного уже около года назад и.о. ректора ХНУРЭ Эдуарда Рубина, видного деятеля IT-сферы, бывшего бизнесмена и руководителя колледжа, ставшего под его руководством, наверное, самым рейтинговым в регионе, не включили в список для участия в конкурсе на замещение должности ректора этого ВУЗа на том основании, что у него не хватает полгода до требуемого по закону 10-летнего научно-педагогического стажа. Безусловно, стаж, как предпосылка опыта, показатель, конечно, важный. Но, тем не менее, важно и время, в которое этот стаж приобретен, так как отрасль развивается слишком быстро. Еще 50 лет назад образования, полученного в юные годы, хватало, как минимум, на полжизни, и умение пользоваться логарифмической линейкой в студенческие годы служило хорошим навыком вплоть до выхода на пенсию. Но сегодня, когда мы с печалью думаем о судьбе производителей пейджеров, проживших 2-3 года, пленочных и даже цифровых фотоаппаратов, наблюдаем за успехами нанотехнологий и начинаем печатать человеческие органы на 3-d принтере — опыт, полученный для жизни в обществе, которого уже не существует, является скорее пассивом при оценке кандидата для строительства ВУЗа сегодняшнего мирового уровня.
На мой взгляд, невозможность решения новых задач старыми методами настолько до банальности очевидна, что даже писать об этом как-то неудобно. Но практика государственного строительства говорит, что надо-таки об этом говорить. Говорить о том, что невозможно построить новую полицию, опираясь на «опытных» милиционеров; реформировать судебную систему, прокуратуру — на основе и силами «опытных» полковников и генералов, с более чем десятилетним стажем работы.
В нашей стране сегодня параллельно существуют два мира: передовой бизнес, за 25 лет ставший частью мировой рыночной экономики, разговаривающий на равных и одном языке с зарубежными коллегами; и государственные органы управления, в том числе, государственные предприятия, практически не изменившиеся ни организационно, ни функционально, ни, соответственно, ментально, со времен советской планово-распределительной системы экономики. И у меня, например, вызывает глубочайшее удивление тот факт, что за последние два с половиной года правительством так и не начата работа по радикальной перестройке самой системы управления на основе актуальных рыночных реалий в государстве.
Совершенно очевидным в любом бизнес-проекте является первоначальность определения целей проекта, оценка управляемой среды и только после этого- описание бизнес-процессов, подчиняющихся и обеспечивающих достижение намеченных целей. Современная система высшего образования сформировалась в Украине стихийно, и приобрела уродливые формы не «храма науки» и «кузницы кадров», а пятилетнего реабилитационного центра по доращиванию инфантильных выпускников школ до не менее инфантильных, но более взрослых выпускников университета, в массе своей совершенно не соответствующих потребностям реального сектора экономики. Мировой опыт и просто наука о человеке говорят, что доля поступающих в университеты, не превышает 15%, для остальных же открыты двери колледжей и профессиональных училищ. На сегодня у нас большая часть школьников стройными рядами переходят в стены высших учебных заведений, тяжким бременем ложась на и без того скудный государственный бюджет, и совершенно не решая проблему кадрового голода в квалифицированных рабочих и инженерных кадрах.
И ситуация в ХНУРЭ с недопущением руководителя одной из первых крупнейших IT-компаний в стране, созданной на основании капитала и опыта немецких инвесторов еще 16 лет назад, под предлогом недостаточности стажа работы в вот такой вчерашней и малоэффективной системе подготовки специалистов — это набатный сигнал всем причастным (а опосредованно, как потребители результатов труда «освитян», причастны мы все). Настало время радикальных изменений на основе целеполагания. На диалектические и косметические изменения у нас просто нет времени.