По итогу случившейся трагедии нет выигравших - есть только проигравшие. Проигрывает общество, которое все чаще идет на поводу левых и правых популистов, предлагающих быстрые решения сложных вопросов. Проигрывают провластные элиты, так и не научившиеся на ошибках домайданных политиков. Оппозиция в лице Свободы и Радикальной партии также теряет, расписываясь в неспособности действовать в конвенциональном поле политической борьбы. Их отличает от власти лишь то, что они транслируют обществу дестабилизирующие месседжи. Власть же транслирует - невнятность и отсутствие последовательной позиции.
Если вынести за скобки вышиванки, желто-голубые перила мостов, томные придыхания под звуки гимна, в сухом остатке политические силы в подавляющем большинстве представлены функционерами старой школы. Их ценности и практики мало чем отличаются от тех, что были у предшественников. Политические элиты, как прежде, избирают путь наименьшего сопротивления в вопросах получения интересных им ресурсов, должностей, активов. Таким же ресурсом для них остается лояльность электората, которую по старинке пытаются получить административными методами и популистскими лозунгами. Память Майдана безусловно заставляет их действовать с оглядкой на активных пассионариев. Но логика политической конкуренции все дальше уводит руководство страны от повестки 2014 года.
Даже внешне привлекательная PR-реформа патрульной службы не может компенсировать затяжные и безрезультативные судебные процессы над чиновниками эпохи Януковича, олигархические «междусобойчики», половинчатые реформаторские шаги правительства. В Украине так и не возникло реально действующих правовых механизмов, которые бы стали гарантией неповторения новых Врадиивок, Лозинских, разгона мирных протестов. Поднимают голову одиозные представители старой гвардии Януковича, подстегиваемые безнаказанностью. Не удивительно, что недоверие в обществе катастрофически нарастает.
Это напоминает ситуацию, когда на отпетого троечника в классе возлагают решение сложной и ответственной задачи (переоснование постсоветской государственности). Он обещает ее решить, понимая, что в противном случае ему грозит позорное изгнание из школы. Так и украинское общество в очередной раз полагается на заверения, не осознавая, что непрофессионал-патриот не менее опасен для него, чем любой другой дилетант у власти.