ГлавнаяБлогиБлог Павла Литвина

О бедном туристе замолвите слово…

Рождественские и Новогодние праздники на носу. Многие из нас уже купили турпутевки за границу. А между тем, никто не гарантирует нашим туристам безоблачного путешествия...

О бедном туристе замолвите слово…
Фото: Макс Левин

Еще полбеды, если неприятность случится с одним путешественником – он-то в обязательном порядке застрахован, по крайней мере – от несчастного случая и внезапной болезни. А остальную защиту (от невыезда за рубеж, потери багажа, транспортных и юридических рисков), по желанию, путешественник может купить себе сам, благо стоит такое страхование недорого.

А вот что делать, если подведет туроператор? Помните, летом 2010 года был такой прецедент с компанией "Кария Тур"? После этого случая как представители украинской власти, так и участники самого рынка туроператоров заговорили о возможном уходе с рынка еще нескольких игроков (Подробнее об этом можно прочитать на сайтах ведущих отечественных интернет-изданий).

Такой, мягко скажем, "уход", может случиться в любое время и стоить туристам большого количества нервных клеток и еще неведомо каких потерь…

Самое обидное, что турист, как бы он не подстраховывался, сам такую ситуацию ни предусмотреть, ни предотвратить не сможет. Нужны гарантии на уровне государства и рынка туроператоров.

Фото: donbass.ua

Справедливости ради напомню: сегодня существуют банковские гарантии в размере 20 тыс. евро, без которых туроператор не может заниматься лицензированной деятельность. Но они давно уже не отвечают реалиям жизни, так как 20 тыс.евро могут обеспечить защитой разве что 10-20 туристов. А как быть остальным?

Не так давно Ассоциацией лидеров турбизнеса Украины был подготовлен и даже подан на рассмотрение народным депутатам проект закона, предполагающий введение обязательной страховки для туроператоров. Их ответственность определена в рамках 100 тыс. евро – для тех туроператоров, кто занимается внутренним туризмом и 1 млн. евро - для тех, кто работает на выезд за границу.

К сожалению, пока что нет информации о том, что данный проект принят и вступил в законную силу. Возможно он так и не увидит свет, потому что среди туроператоров «бродит» недовольство подготовленным документом. Многие из них считают, что страховая сумма от 0,1 до 1 млн. евро – это неподъемно высокая планка для игроков отечественного рынка туристического бизнеса. Дескать, обороты украинских операторов туризма невысоки, никаких доходов – одни убытки. Поэтому, если такой закон примут, он автоматически выбросит с рынка около 80% турфирм, среди которых достаточно много хороших и надежных «узконаправленных» туроператоров. Мол, 1 млн. евро - это гарантия возвращения на родину тысяч туристов. А в нашей стране работает не так много компаний, у которых за границей одновременно находится столько клиентов.

Отчасти могу понять туроператоров: страна замерла в ожидании очередной волны мировой рецессии. Обороты туристических операторов оставляют желать лучшего, а тут требуется еще и повысить уровень ответственности до миллиона евро!

Но с другой стороны все не так уж печально в предложенном Ассоциацией лидеров турбизнеса Украины документе. Например, хочу напомнить, что в данном случае 0,1-1 млн.евро – это не страховой платеж, как некоторые преподносят, а страховая сумма. Деньги же, которые туроператорам придется платить самим (страховой тариф) сегодня составляет в среднем по рынку 1,5-3% от страховой суммы. То есть, туроператор, застраховав свою ответственность перед теми, кого отправляет за рубеж, будет оплачивать в год всего лишь 15-30 тыс. евро страховой премии. Замечу, что страховую премию можно платить не сразу, а частями – раз в месяц, в квартал или в полгода. Но даже, если сумму заплатить одним платежом, она далеко не такая неподъемная для большинства игроков туристического рынка, как может показаться на первый взгляд.

Зато, если вдруг кто-то из них решит повторить "подвиг" компании "Кария Тур", наших туристов за рубежом будет "защищать" миллион евро, а не каких-то 20 тысяч, как сейчас…

Павел Литвин Павел Литвин , Генеральный директор страховой компании "НАСТА"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram