Вместо большой сети отделений, штата сотрудников, кредитных комитетов прийдет модель электронного банка, доступ к которому будет осуществляться через интернет, услуги будут предоставляться дистанционно, все операции можно будет провести с помощью смартфона или планшета.
С одной стороны, такое будущее выглядит вполне логичным: развитие сети интернет, рост числа пользователей сети, распространение смартфонов и планшетов, а также постоянное желание экономить время ведут к тому, что все больше услуг клиенты готовы потреблять дистанционно. В том числе банковских. С другой стороны, вызывает сомнение сроки перехода на такую модель. Ведь и уровень финансовой грамотности, и все же недостаточный уровень покрытия интернет не позволяют говорить о том, что электронные банки полностью заменят собой привычные отделения финансовых учреждений. Здесь же остро стоит вопрос и о законодательном регулировании, вопросах идентификации и т.д.
Так что же такое электронный банк? В первую очередь, это розничный банк. Иными словами банк частных клиентов, причем банк с ограниченным спектром финансовых услуг. Хотя такой банк предлагает именно те услуги, которые наиболее востребованы клиентами: дебетовые и кредитные платежные карточки, депозиты, интернет-банкинг с возможностью контроля расхода средств, совершения любых платежей, конвертации и т.д. Для доступа к счетам, открытым в банке, клиентам предлагаются специальные программные решения. Некоторые игроки предлагают, в том числе, и страховые полисы. К примеру, российский банк «Тинькофф. кредитные системы» (ТКС), на сегодняшний день обслуживающий более 3 млн россиян.
Если говорить об опыте соседей, то стоит вспомнить удачный опыт польского Alior Bank, который вошел в число финалистов конкурса BAI-Finacle Global Banking Innovations Awards 2012 в номинации «Виртуальный банк XXI века». Его электронное решение - Alior Sync - полностью виртуальный филиал банка, который работает круглосуточно целый год. Клиенты могут консультироваться с сотрудниками банка не только с использованием телефона, но также при помощи видео-конференции и видео-чата. Процесс продажи депозитных и кредитных продуктов происходит полностью онлайн.
Переводить деньги клиенты электронного банка могут с помощью специального приложения для Facebook. Что касается предлагаемых банком приложений для операционных систем смартфонов - iOs и Android, то клиенты банка могут осуществлять с их помощью перевод денег с использованием фотоаппарата: сфотографировал счет, запустил программу распознавания текста или штрих-кода, совершил оплату. А получить информацию о накоплениях можно встряхнув гаджет. Помимо этих возможностей, электронные банки предлагают и различные сервисы для личного финансового планирования, с возможностью построения графиков и отчетов по всем операциям. Благодаря сотрудничеству с Pay Pal банк Alior Sync предоставил своим клиентам возможность совершать оплату любых товаров и услуг, имея возможность отправлять платеж более чем в 60 стран непосредственно из своего онлайн-банкинга, располагая всего лишь адресом электронной почты получателя.
Получит ли украинский потребитель аналогичные решения в ближайшее время вопрос сложный. Внедрение электронного банка требует существенных инвестиций, плюс средств на продвижение, поиск своего клиента. На сегодняшний день создание такого банка заявлено в сентябре. Что касается других игроков рынка, то в большей степени банки будут развиваться, используя интернет доступ к банку как один из каналов коммуникации наряду с отделениями. И при этом время, когда банки станут электронными, а социальные сети станут площадками для продажи банковских услуг, уже не за горами. Примеры тому не только польский банк Alior Sync, российский «Тинькофф. Кредитные системы», но и канадский ING Direct, американские Capital One и Simple Bank. На сегодняшний день VISA и Master Card уже работают на внедрением совместных технологий с Google, а по прогнозам Deutsche Bank AG с 2015 года в Германии планируется массовая продажа банковских услуг через социальные сети.
Высоких доходов!