ГлавнаяБлогиБлог Николая Воробьева

Американский профессор: «На Майдане у вас была политическая революция, после которой наступает социальная»

Выпускник Стэнфорда Роберт Орттунг (Robert W.Orttung) является профессором Школы им. Эллиота, ассистентом Директора Института европейских, российских и евразийских студий в Университете им. Джорджа Вашингтона. Университет расположен в самом сердце Вашингтона и в двух кварталах ходьбы от Белого Дома. Также Орттунг -  редактор журнала “Demokratizatsiya”, который специализируется на происходящем в странах бывшего СССР. 

Долгое время профессор занимается отслеживанием политических процессов в странах Восточной Европы и РФ. К Вашему вниманию – нестандартный взгляд на происходящие в Украине события, будущее РФ и всего региона. 

Роберт Орттунг
Фото: www.jeffersoninst.org
Роберт Орттунг

Насколько Украина успешно справляется с требованиями, которые озвучивались на Майдане ?

Среди основных перемен в стране после Евромайдана, безусловно, следует отметить возросший уровень демократии и гражданских свобод. У вас честно прошли президентские, а затем – парламентские выборы. Впервые за всю историю, украинцы получили действительно проевропейское большинство во власти.

Во-вторых, мы наблюдаем снижение коррупции на центральном уровне власти. Вместе с тем, впереди вас ждет еще много работы. На Майдане у вас была политическая революция, теперь пришло время социальной. Необходимо провести первоочередные реформы на всех уровнях.  

В первую очередь, нужно реформировать судебную систему, побороть коррупцию на местном уровне, провести люстрацию и другие необходимые для преобразования общества реформы.

 А еще создать Министерство информации, например…    

Ну это уже слишком. Если Вы хотите бороться с пропагандой РФ, то вам не обязательно для этого создавать “министерство правды”. Ведь сегодня у Вас есть множество других инструментов для информационной войны с Кремлем.  

Например, я знаю хорошие проекты: StopFake или “Информационное сопротивление”, которые помогают гражданам выявлять российскую пропаганду. Ведь против вас сегодня активно используют информационное оружие.

И наиболее эффективным методом как раз является максимально рассказывать о реальных событиях, просто говорить людям правду. Хороший пример во время “холодной войны” – это “Радио свобода”, сотрудники которого просто рассказывали без купюр о событиях в СССР. И в этом ситуации создание Министерства информации уж точно ни к чему.  

Тогда как быть с информационными атаками за пределами Украины ?

Изначально целью российских СМИ за рубежом была повысить имидж России, показать страну в хорошем свете. После того, как стало понятно, что добиться таких задач практически невозможно, даже потратив весьма значительные средства, в сфере медиа политики Кремля поменяли стратегию.  

Теперь они представляют свою позицию, как “альтернативную”, постоянно обвиняя Запад в коррумпированности и других преступлениях. Мол, западная модель фактически ничем не отличается от российской. Поэтому, нет никакой разницы: какую сторону поддерживать.

Одной из целей является разделить мнение на Западе, в частности ЕС, по поводу конфликта в Украине, а также по ряду других вопросов.

Еще важным приемом в информационной войне является использование юмора. В международных российских медиа этот прием также учли. Но я  думаю, что пока российская пропаганда эффективна лишь в самой России. Вряд ли к их СМИ кто-нибудь всерьез относится на Западе.   

Что Вы думаете по поводу отключения российских ТВ в Украине?

Не думаю, что в этом есть смысл, поскольку сегодня существует Интернет и люди сами могут добыть информацию, какую они захотят. Не важно, есть ли российские передачи на ТВ или нет. Вполне допускаю отключение российских ТВ в восточных регионах, приближенных к зоне боевых действий. Впрочем, то же самое пытаются делать и сепаратисты, когда занимают тот или иной пункт.

Какие кардинальные изменения могут произойти в Украине и РФ этой зимой?  

Думаю, что ситуация в России будет все больше усугубляться экономически и социально. Данный факт будет провоцировать Путина еще на большую агрессию. Сегодня никто не берется предсказать дальнейшее падение цен на нефть и газ, что катастрофически скажется на экономике РФ.   

Ситуация в России мне напоминает 90-е годы с нестабильным правительством и социально-экономическим положением. Кроме того, у Кремля множество внутренних конфликтов вместе с внешней нестабильностью.

Разница лишь в том, что если в 90-е Запад был доброжелателен и всячески помогал в строительстве “либеральной” России, в том числе, финансово. Теперь же Россия практически осталась один на один со своими проблемами. Более того, значительно усилились меры на границах с НАТО, поскольку в Альянсе побаиваются дальнейшей агрессии Кремля.  

Ясно одно, что Путин будет делать все возможное, чтобы заполучить контроль над Украиной и вряд ли он остановится в этом вопросе.  

Вы считаете, что в Украине возможен еще один Майдан? 

Вполне. Ведь сегодня в украинском обществе имеется огромный запрос на перемены, но пока мы их не видим. С другой стороны, власти могут спокойно перекладывать вину за протесты в Украине на спецслужбы РФ.

Майдан сделал людей более сознательными. Общество готово организовываться и брать на себя ответственность за события в стране и свое будущее.

В этом и состоит главное отличие от американского общества. У нас простой гражданин приходит с работы, готовит ужин, включает телевизор и фактически не вникает в политическую жизнь страны. Они уверены, что система слаженно работает и без них, поэтому можно сосредоточиться на домашних делах, своем окружении, личных заботах.

В Украине же все иначе. Общество постоянно должно контролировать политиков, институты власти, напрямую влиять на политические и социальные процессы в стране. Всячески развивать гражданские институты.

Способен ли сегодня Запад объединиться чтобы погасить пыл Кремля?  

Я бы не стал особо надеяться на Запад. Ведь здесь никто не заинтересован в открытом противостоянии с РФ. А Обама до сих пор уверен, что имеется некое политическое решение конфликта в Украине.

После распада СССР на Западе были уверены в необратимости демократического пути для РФ. Тогда было сложно представить, что жители России захотят обратно в Союз. Но теперь мы видим, что такой сценарий вместе с изоляцией РФ вполне очевидный.

Сегодня уже никаких серьезных отношений между Россией и Западом не осталось, но и альтернативы Путину мы пока не видим. Я не знаю, кто еще из лидеров ЕС либо США способен вести переговоры с Путиным. Очевидно, что он не остановится ни перед чем, дабы только сохранить собственную власть в России. С этой целью было зачищено практически все поле, на котором могли прорости какие-либо оппозиционные течения. Путин постоянно чувствует вокруг опасность.  

То есть, противостояние с РФ фактически ложится на плечи украинцев?

 Думаю, что перемены также могут наступить и в самой России. Будет ли это переворот внутри, который организуют несогласные в окружении Путина, или же полномасштабная революция, мы пока не знаем. Сегодня сама политическая и финансовая система РФ нестабильная и незащищенная. И это толкает Путина на более радикальные действия в Украине с целью отвлечь внимание общества на этот конфликт.   

 Задача украинцев состоит в том, чтобы нанести максимально ощутимые потери РФ, только это заставит Кремль остановиться.

Николай Воробьев Николай Воробьев , Center for Eastern European perspective
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram