Дурь «первых кнопок» российского телевидения известна всем. Однако подобного рода «информационная артподготовка» ведется Кремль-ТВ уже довольно давно, и мы к ней привыкли. Она предназначена российскому обывателю, и может иметь своей целью, к примеру, недопущение повторения украинского сценария в России.
Но некоторые «вбросы» наших северных друзей не столь безобидны.
Давайте рассмотрим историю одной маленькой технологемы с потенциально гигантскими последствиями.
Итак, через никому неизвестный крымский сайт вбрасывается кем-то сочиненная «новость»: Под Кировоградом расстреляли крымских антимайдановцев. Якобы, было убито 8 крымчан, членов Партии регионов, которые возвращались из Киева. Если бы это была просто непроверенная информация на малоизвестном сайте, она и была бы похоронена. Даже попадись она на глаза редакторам других СМИ, те, произведя нехитрую проверку (поверьте, журналистам не сложно набрать несколько общедоступных телефонных номеров, они даже обязаны это сделать, если новость резонансна – и в данном случае проверка была элементарной), убедились бы в ее недостоверности и забыли о ней.
Но не так случается с технологическими «вбросами». Они мигом расходятся по Интернету, обрастая «подробностями», и постепенно легитимизируются до уровня «установленного факта». Именно так случилось в этом случае. Сначала «новость» кочевала, нагуливая респектабельность, со ссылкой на первоисточник и, в целом, соответствуя ему. Затем источник потерялся («новость» вышла на уровень «общеизвестной»), зато стали появляться «подробности»: откуда-то всплыло число жертв.
И, наконец, настал звёздный час данного конкретного «вброса»: ему был посвящен целый прямой эфир на одной из «первых кнопок» российского телевидения.
Драматизм обсуждения фейковой новости просто зашкаливал. Но, позволю себе утверждать, двухчасовой эфир был нужен для нескольких заранее отрежиссированных фраз, произнесенных в точно выверенный, с психологической точки зрения, момент.
Раз: Ведущий говорит о том, что ему позвонил Константин Затулин и сообщил, что из Киева в Крым возвращалось 350 человек и на них напала банда из 900 «майданутых», в результате было убито семеро крымчан.
Два: Жириновский, захлебываясь, вопит: «Убьете еще одного русского, как сегодня убили крымчан – всех вырежем, сожжем Украину напалмом! Будете бежать до Ла-Манша». И чтоб никто не сомневался в толкованиях: «Мы введем войска! Для защиты русских! Для защиты нашего флота и Крыма».
Три: народный депутат Украины Олег Царев несколько раз очень настойчиво просит россиян «приехать, посмотреть и вмешаться».
Если верить бандеровской пропаганде, Цареву, конечно, надо отрабатывать кредиты российских банков, но статус, в котором он призывает Россию к вмешательству во внутриукраинские дела, важен.
Дело в том, что здесь одним махом технологема прошла две стадии: «введение в широкое обсуждение идеи о необходимости вторжения на территорию другого государства через заявление радикального политика» и «просьбы о помощи от легитимных политиков и политических сил государства-жертвы».
Далее в таких случаях следует «официальная просьба о помощи легитимного органа государства-жертвы» и многочисленные «обращения граждан». И то, и другое, будьте покойны, обеспечат.
Эта стадия сейчас отрабатывается созванным экстренным заседанием Верховного Совета Крыма. Что характерно, непосредственным поводом для экстренного созыва и окончательным аргументом, подтверждающим его необходимость, стала… уже упомянутая и опровергнутая «деза» о «крымчанах, убитых бандеровцами».
Смею предположить, все необходимые инструкции спикером ВР Крыма Константиновым, который последние три дня провел в Москве, «обсуждая гуманитарные вопросы», получены.
Ложь слишком быстро вылезла наружу. Слабо подготовленное вранье не выдержало тяжести технологемы. Парламент тему не поднял после вскрытия лжи, но к вечеру та же ложь видоизмененной появилась в заявлении председателя Совета министров Крыма Анатолия Могилева, где говорится о том, что 7 человек ранены.
Помешала поспешность в подготовке необходимого бекграунда. Торопились, поскольку более подходящего момента может и не быть: в Киеве идут «неудобные» для Москвы переговоры с участием европейских политиков, кто знает, когда удастся вновь достичь необходимого градуса эскалации?
Но, уверяю, это досадное недоразумение скоро исправят: в самое ближайшее время стоит ждать информпровокации поубедительней.
Ведь, как сообщает «Газета.ру», курирует «украинское направление» в Кремле ни кто иной, как Владислав Сурков. «За ним закреплены полномочия по ведению переговоров с украинским истеблишментом, право заключать неформальные договоренности», – пишет издание. А ведь помимо этого, он исполняет нынче обязанности помощника Путина по взаимодействию с Абхазией и Южной Осетией (Sic!).
Да и, помимо крымского ВС есть кому обратиться за «братской поддержкой». Еще один штатный «кремлевец», наследник Кушнарева Добкин, собирает в Харькове на свой «северодонецк» депутатов всех уровней обсуждать «план Ефремова» об отделении юго-восточных областей. О немедленном вхождении в состав России речи не идет. Пока. Ну не готова Россия при всем своем желании проглотить такой кусок. Но «удочку», думается, закинут.