«...СССР прекратил свое существование, а экологическая дискуссия трансформировалась в Киотский протокол и Парижское климатическое соглашение, а в итоге – кампании, прямо и косвенно направленные против ископаемого топлива, основы экономики как развитых, так и развивающихся стран», – читаю я далее блог и почему-то вдруг вспоминаю слова Ленина о буржуазии, которая «всегда руководствуется правилом «после нас хоть потоп!». «Я не отношусь к числу тех, кто презирает экологические программы, отнюдь. Но я за научный расчет и рациональный подход», – уверяет автор блога и решительно просвещает нас: «С каждым новым исследованием апологеты глобального потепления теряют аргументационную базу». Вслед за чем утверждается, что «за последние 18 лет глобальные температуры на планете практически не изменились», а также, со ссылкой на NASA, – что «Антарктида не теряет ледяную массу и в настоящее время не повышается уровень воды в мировом океане». «Несмотря на заявления о том, что снег «ушел в прошлое», в зимнее время снегопады продолжаются», – пишет автор. А я делаю паузу и смотрю в окно. И хотя в декабре мы видели снег лишь считанное количество раз, в январе зима всё же наступила.
Я делаю глубокий вдох. Выдох. И предлагаю посмотреть, а что же, всё-таки, на самом деле говорит нам NASA? Благо, на днях вышел их совместный с NOAA соответствующий пресс-релиз [1]. И вы только вдумайтесь в это: три последних года – самые тёплые за всю историю наблюдений (ведущихся с позапрошлого века), 2017 год занял среди них второе место. 17 из 18 (!) самых жарких годов были зафиксированы начиная с 2000 года.
Рост годовой температуры воздуха за последние десятилетия отмечает и Укргидрометцентр, и большая часть погодных рекордов на протяжении них связана с летней температурой воздуха, уже достигающей практически по всей территории Украины 40–42 градусов. Вы хорошо помните прошедшее лето? Если всё так пойдёт и дальше, следующее поколение украинцев вправду рискует остаться без снега зимой, а мир, несколько позже, и вовсе без ледников. Это не сделает его более благоприятным для жизни, отнюдь.
В ноябре прошлого года специальный отчёт по климату выпустила U.S. Global Change Research Program: нет оснований считать, что существующая тенденция изменится сама по себе. Уровень моря увеличился примерно на 18–20 см с 1900 года, причем почти половина этого подъема произошла с 1993 года [2]. И это – только начало.
В том же месяце более 15 тысяч ученых из 184 стран – самое большое их количество когда-либо в подобном случае – поставили свои подписи под вторым «Предупреждением человечеству» [3], в которым первой особенно тревожной экологической проблемой указана «нынешняя траектория потенциально катастрофического изменения климата из-за роста объема выбросов парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива»…
По роду основной деятельности мне приходится заниматься обучением молодёжи и в процессе этого достаточно тесно с ней общаться. Одни – наивно полагаются на то, что люди обязательно справятся с нарастающими угрозами: «Учёные что-нибудь придумают!» Другие... Те – понимают, что большая беда может прийти так, как, например, пришла война на Донбассе – неумолимо и стремительно. И – хочешь не хочешь, а сотни тысяч, миллионы людей вынуждены приспосабливаться к вмиг изменившимся, жестоким обстоятельствам.
Без комментария оставлю тезис господина Н. о том, что «экологические страхи хорошо продаются».
Зелёный терроризм, говорите? Вы о чём сейчас? Наш народ не понаслышке знает, что такое террор.
1. https://www.nasa.gov/press-release/long-term-warming-trend-continued-in-2017-nasa-noaa
2. https://science2017.globalchange.gov/chapter/executive-summary/