Для улучшения условий проживания украинцев и с целью комплексной реконструкции устаревшего жилья Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ активизировало работу над разработкой действенного механизма по реновации устаревшего жилого фонда и инициировало разработку нового эффективного законопроекта, который будет адаптирован под украинские реалии. Думаю, это позволит наконец начать такой важный и долгожданный процесс реновации жилого фонда.
В 2006 году в Украине уже был принят закон о комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилья.
Согласно документу старые дома должны были сноситься и вместо них возводиться новые. Но полноценно закон так и не заработал. Причин тому было достаточно много, но основная заключалась в том, что законодательно закреплялась норма об обязательном согласии 100% жильцов дома для переселения и сноса дома, а это практически нереально. К примеру, пожилым людям очень сложно морально перенести переезд, и они категорически не соглашались переезжать. Либо один житель мог заблокировать решение о сносе, неправомерно требуя большую денежную компенсацию либо не одну, а несколько квартир за свой голос. Это фактически делало ситуацию со сносом и расселением тупиковой, а остальных жителей домов – заложниками ситуации.
Вторая причина – отсутствие интереса к переезду у жителей. Проживающим в таких домах гражданам предлагали не улучшенные жилищные условия для переезда, а аналогичные - по квадратуре и по стоимости, то есть по большому счету у жильцов отсутствовал стимул к переезду.
Третья причина – отсутствие стимула и экономической выгоды у застройщика-инвестора. Кроме строительных работ он должен был разработать детальный план застройки территории, провести расселение всех жильцов и многое другое. Как вы понимаете, желающие в очередь не выстраивались.
Кризис 2008 года окончательно остановил этот механизм.
Концептуальные параметры будущего законопроекта должны стать общим решением всех заинтересованных сторон
Вопрос реновации касается домов, построенных в советском периоде, в том числе так называемых «хрущевок». И как я уже говорил, вопрос этот важен для миллионов обычных украинских граждан. Потому концепция будущего законопроекта должна стать общим решением всех заинтересованных сторон: граждан, органов местного самоуправления, инвесторов, а также учитывать предыдущий опыт Украины и лучшие мировые практики.
Поэтому мы создали рабочую группу, и на днях провели круглый стол с широким кругом экспертов, где высказывались разные мнения и предложения в части реновации жилья. Всю озвученную проблематику мы распределим по блокам, чтобы определить концептуальные параметры, и проанализируем для выведения общей позиции, которая и ляжет в основу концепции.
Кроме того, мы провели опрос общественного мнения по этой проблеме. Результаты показали - большинство респондентов считают, что нужно проводить реконструкцию в целом кварталов, а не отдельных домов. Согласен с этим мнением. Ведь невозможно проложить новые коммуникации только для одного дома – это система. Если же идет квартальная застройка, то будут меняться все коммуникации: канализация, водопровод, теплосистемы. Правильный комплексный подход - глобальная реновация территорий, тогда это будет эффективно.
Кроме того, опрос показал, что жильцы готовы и ко временному отселению на время реконструкции и к компенсации другим жильем при сносе домов. Мнения разделилось практически поровну.
То, что у нас почти половина жилого фонда – устаревшее жилье, вовсе не означает, что все необходимо сносить и строить новое. Конечно нет.
По оценкам экспертов, около 75 млн квадратных метров устаревшего жилья в Украине является абсолютно непригодным для проживания, так как находится в аварийном состоянии. В Киеве такого жилья около 9 млн квадратных метров. Срок эксплуатации коммуникаций там давно истек, прогнившие трубы и отсутствие отопления в таких домах не новость, а грибок и плесень уже давно прописались в квартирах. Яснее ясного, что жить там небезопасно. И именно в этих случаях нужно говорить исключительно о сносе и строительстве вместо таких домов новых и современных, конечно же с условием полной замены всех коммуникаций. В новом законе должны быть четко прописаны принципы для признания дома аварийным, равно как и определен процент жильцов, которые должны дать согласие на его снос.
Многие же дома, которые считаются морально устаревшими, нуждаются не в сносе а модернизации – проведение капитального ремонта, утепление, энергоэффективные технологии, осовременивание фасадов и дворовых территорий и тому подобные изменения. Аналогичных примеров очень много в странах бывшего социалистического лагеря и не только – страны Балтии, Германия, Финляндия и другие страны в свое время великолепно справились с такой задачей. Думаю, у них можно многое позаимствовать. Здесь решение должно быть за местными органами власти в принятии и реализации определенной жилищной программы по реконструкции такого жилого фонда. Кстати, опрос показал, что большинство респондентов считает, что именно органы местного самоуправления должны быть заказчиком проектов реконструкции. Финансирование же реконструкции, по результатам опроса, должно быть смешанное: и государственного и местных бюджетов, инвесторов и из других источников. Такое общественное мнение.
Чтобы новый закон был действительно эффективным, он должен максимально предусматривать предотвращение возможных рисков для жильцов.
Одной из причин неэффективности действующего закона я называл отсутствие стимулов к переезду у самих жильцов. Это вообще один из самых важных параметров, который должен быть четко выписан в новом законе.
Мое видение, к примеру, если дома подпадают под расселение, то их жильцы, в первую очередь, получают новое жилье, а уже после этого на месте аварийных домов должны строиться новые объекты. Только так. При этом жильцы получают квартиры площадью на 20-30% больше тех, из которых они выехали. Обязательно с ремонтом, чтобы семья могла переехать сразу. Кроме того, новый дом должен находиться в том же административном районе. Условно для Киева, жильцы не могут с Оболони переезжать на Троещину или наоборот - чтобы дети могли ходить в ту же школу или детский сад, посещать ту же поликлинику. Это важный принцип, ведь людям очень сложно менять уклад жизни.
Многие спрашивают, когда же начнется реконструкция и снос устаревшего жилья. Честно, я не могу назвать точную дату. Это совсем не простой процесс и очень длительный. И сейчас мы активизировали подготовительный этап. Планируем до конца этого года разработать концепцию будущего законопроекта, чтобы в следующем году уже можно было представить готовый законопроект.
Но только принятия нового закона мало для того, чтобы механизм реновации действительно заработал. Для этого должны быть благоприятные условия и это должно быть выгодно всем участникам процесса - гражданам, государству, инвесторам. Сейчас экономика понемногу выходит из кризиса, и эксперты прогнозируют, что такие условия могут наступить через 2-3 года. К этому времени уже будет разработан и принят эффективный закон, и тогда можно будет принимать жилищные программы по реновации и стартовать. Если же мы качественно не подготовимся сейчас, то процессы вновь затянутся и не будут запущены еще 5 или 10 лет. Хорошая подготовка - залог успеха. Работаем, и у нас все получится.