Carthago delenda est, или, если перейти к системе образования, законопроект о высшем образовании должен быть отклонен и написан «с чистого листа»!
К сожалению, предложенный в Украине законопроект о высшем образовании не содержит сколько-нибудь приемлемых решений, что видно хотя бы из следующего:
1. Профессиональные колледжи, колледжи. Сохранение таких сопоставимых учебных заведений создает простор для бюрократических игр, поскольку простое переименование отделений в факультеты, методических комиссий в кафедры, а педагогического совета в ученый совет вполне достаточно для превращения профессионального колледжа в колледж. Недостаток преподавателей с учеными степенями и званиями всегда можно «пополнить» за счет «мертвых душ», т.е. тех, кто не работает, но включен в списки совместителей, а то и в штат, зато процветают торбо-взяточные отношения.
2. Колледжи. В законопроекте не определено место колледжей в системе высшего образования. Те колледжи, которые есть в Украине, были созданы на базе педучилищ и некоторых техникумов. Поскольку предусмотрена вузовская структура колледжа, то вполне возможно, что у чиновников МОНМиСУ (Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины) уже заготовлены планы по переводу университетов в колледжи. Многие ректоры периферийных университетов еще будут «грызть локти» по этому поводу, но будет поздно… Приписка о том, что бакалавров могут готовить и факультеты университетов, окажется просто забытой и непринципиальной. Видимо, именно в этом господин Азаров видит революционный шаг в высшем образовании.
3. Программа подготовки бакалавров. Законопроект закрепляет «пропускание» всей учащейся в высшей школе молодежи через бакалавриат (или бакалаврат – по другому подходу к терминологии), кроме одного-двух направлений, по которым разрешено готовить магистров по программе магистра. Где же здесь европейские принципы? Ведь известно, что европейские университеты параллельно предлагают студентам программу бакалавра и программу магистра, причем в первое время обучения переход из программы в программу вполне возможен. Предлагаемый законопроект начисто отвергает такую практику, что дополнительно укрепляет в мысли об уничтожении университетского образования, запланированного где-то «в недрах».
4. При рассмотрении структуры университета законопроект предлагает закрепить существующую структуру, что отбрасывает украинское высшее образование еще на несколько десятков лет назад. Уже сейчас кафедра стала некоей «разменной монетой» в играх администрации университета, а если учесть, что существуют кафедры, которые ведут занятия по сотне дисциплин, становится ясно, что кафедра как структурная единица университета устарела.
5. При характеристике видов занятий законопроект закрепляет ведущую роль лекции в учебном процессе, т.е. совершенно не учитывает современную ситуацию с информационным пространством. Министр РФ Д.Ливанов в интервью Тине Канделаки признал, что понимание роли преподавателя (учителя) как передатчика знаний поколений окончательно устарело. Неужели наши высокомудрые руководители высшего образования и страны в целом до этого не додумались? Уверен, что они давно уже это знают, ибо во многих вопросах проявляют себя весьма знающими людьми. Правда, о современной роли преподавателя как субъекта учебного процесса господин Ливанов ничего внятного сказать не смог, но суть не в этом. Суть в том, что роль передатчика знаний присвоила коммуникационная сеть, поэтому лекция перестала быть основным видом занятий в учебном процессе высшей школы. В этом смысле можно сказать, что законопроект закрепляет пещерные представления разработчиков и отбрасывает нашу высшую школу далеко назад.
Представленных аргументов достаточно, чтобы показать, что ни о каких европейских принципах, ни о каком революционном шаге в системе высшего образования не может быть и речи. Господина Азарова просто «надули» его советники и референты.
А ведь в аргументах затронута лишь малая доля «тела» законопроекта. Сколько бюрократических радостей скрыто в глоссарии (статья 1), а сколько в заключительной части? Просто простор для бюрократического креатива с коррупционным уклоном!
Если еще учесть, что и в последнем законопроекте каждая вторая статья требует подзаконного акта, то «революционность» и следование «европейским принципам» окажутся сродни со злонамеренным деянием по оболваниванию народа.
Конечно, могут возразить, например, таким:
«Мне очень приятно отметить, что Украина получила 25-ое место в мировом рейтинге. У украинского сообщества появился еще один весомый повод для того, чтобы гордиться собственной страной", – подвел итог народный депутат от фракции Партии регионов Пинчук.
Или вот таким:
«"Сучасний світ, який швидко змінюється, є надзвичайно конкурентним. Від якості освіти (середньої, вищої) залежить, яке місце ми в ньому займемо. У нас повинна бути конкурентна освіта, конкурентна промисловість, конкурентна наука, або ж у нашої країни, наших людей не буде перспективи", - сказав Микола Азаров.
При цьому він зазначив, що саме тому Уряд зараз значну увагу приділяє переорієнтації вітчизняної вищої освіти на підготовку тих спеціалістів, які здатні забезпечити науково-технологічний прогрес».
Жаль, что наше правительство и правящие классы в целом не могут понять, что править просвещенным народом становится легче в силу назревающей опасности спонтанных флэшмобов по майданному образцу (правительство это уже имеет) и хорошо подготовленных флэшреволюций по египетскому, ливийскому или сирийскому сценарию. Гораздо проще с помощью коммуникационных технологий собрать разъяренную толпу малообразованной молодежи и бросить ее на баррикады, чем побудить образованного человека к непродуктивным разрушительным действиям.
Предложенный законопроект, закрепляя существующее положение в высшем образовании, когда мы понимаем высшую школу как место стояния в очереди за дипломом, создает предпосылки именно такого развития событий