Отказавшись в этом году от традиционного показа фильма-открытия, снятого одним режиссером, организаторы представят хронику трех месяцев революции «Евромайдан. Черновой монтаж». Сборник видеоматериалов нескольких украинских режиссеров – своеобразный гимн трагическим событиям Майдана и людям, отдавшим свою жизнь в ходе акций протеста последних месяцев. Конкурсная программа Docudays представлена в трех секциях: правозащитной DOCU/ПРАВО, драматичной DOCU/ЖИЗНЬ и короткометражками DOCU/КОРОТКО. Каждая секция имеет собственное жюри и призовой фонд.
DOCU/ПРАВО
По сложившейся традиции этот блок фильмов диагностирует состояние прав и свобод гражданского общества многих стран через призму отдельных трагических историй.
Первым из конкурсной десятки DOCU / ПРАВО зрители увидят фильм Каллема Макрея «Зона без огня». Британский режиссер зафиксировал самые жуткие события последних месяцев 26-летней гражданской войны в Шри-Ланке, сопровождавшихся повсеместными военными преступлениями. В марте 2013 года «Зона без огня» была показана на 22-й сессии Совета по правам человека ООН в Женеве, но, что характерно, в Индии картину не одобрили для показа – в прокат она там так и не вышла.
Второй конкурсный фильм – «День шахтера» французского режиссера Гаэля Мокaэра, о о празднике в шахтерском селе на Донбассе и ежедневном каторжном труде шахтеров.
Фильм Лиат Мер «Заключенные» поднимает непростую проблему взаимоотношений трех женщин – иудейки, мусульманки и христианки – в женской израильской тюрьме Неве Тирца.
Теме материнства и суррогатного материнства в частности посвящен фильм «Материнская мечта» Валери Гуденус, в котором показаны жизни женщин и их переживания на разных этапах беременности и после рождения детей.
Следующий фильм в конкурсной десятке правозащитных картин представляет Энди Вольф. Документалка «Капитан и его пират», посвященная проблеме международной торговли людьми сомалийскими пиратами, явный фаворит Docudays. Ранее картина была отмечена Призом Молодого жюри на Международном фестивале документального кино в Лейпциге, а также наградами на фестивалях в Брюсселе и Мюнхене.
Еще один фильм-участник многих кинофестивалей – «Приветствуем на Фукусиме» Алена де Алье. Режиссер показывает жизнь нескольких семей, живущих поблизости аварийной АЭС «Фукусима-1». Каждая из них должна сделать выбор: либо оставаться на территории, которая может быть опасной для жизни, либо взять уже упакованные чемоданы и отправиться на новое место.
Тему изоляции от общества продолжает картина «Жизнь в раю» швейцарца Романа Витала. Docudays – это уже четвертый фестиваль, на котором будет представлен фильм, разоблачающий систему швейцарской политики предоставления приюта беженцам. Ранее «Жизнь в раю» представили на фестивалях в Германии и Франции.
В конкурсе представлена также польская лента «Абу Гараз» режиссера Мачея Й. Дригаса о жителях деревни на берегу Нила, которые вынуждены искать новое место для жизни из-за строительства гигантской гребли на речке.
Свою работу на Docudays представляет Бригида Фроштега-Кмечик, ученица режиссера Анджея Вайды («Валенса. Человек надежды»). Ее «Странное кино» – это история о людях с ограниченными возможностям, которые ежедневно преодолевают трудности и ограничения ради полноценной жизни.
Завершает конкурсную десятку DOCU / ПРАВО трогательная картина российского режиссера Насти Тарасовой «Линар». Фильм, завоевавший несколько призов зрительских симпатий в России, рассказывает историю 5-летнего Линара, который ожидает трансплантацию сердца.
DOCU/ЖИЗНЬ
Второй конкурсный блок представит десятку фильмов о людях и для людей. Многие из картин программы – настоящее эмоциональное испытание для зрителя.
К примеру, черно-белый российский фильм «Кровь» Алины Рудницкой, признанный лучшей работой седьмого Артдокфеста в Москве. «Кровь» – своеобразное роуд-муви о работе передвижной станции переливания крови, а так же о неоднозначности мотивов доноров, некоторые из которых руководствуются альтруизмом, а некоторые - жаждой наживы.
Следующий фильм этой секции «Последняя станция» Кристиана Сото и Каталины Верагара, в котором идет речь о пожилых пациентах чилийского интерната для престарелых. Это картина об одиночестве и монотонности будней пожилых людей, жизнь которых на грани забытья.
В этом конкурсном блоке представлен один из двух украинских фильмов – «Закат» Валентина Васяновича, известному нам по игровым фильмам «Обычное дело» и «Креденс». «Закат» – рассказ о жизни 82-летней Марии и ее больного сына Саши, которые живут в провинции и цепляются за жизнь ради друг друга.
Сестры Рена и Надин Мундо представляют нам ленту «Американская коммуна», в которой речь идет о надеждах, разочарованиях и жизни родной для сестер коммуны, которую они оставили еще в 1985.
Проблемы выбора между работой и материнством, современной культурой и собственным мировоззрением рассматривает немецкий режиссер Симона Катарина Гауль в своем фильме «Бинту».
Следующий фильм из конкурсной программы – фаворит многих международных конкурсов в Канаде, Швейцарии и США, канадская лента «Ночная работа» Дэвида Эдмонда и Эшли Сабин. Это хроника рабочих дней Шермана Мерчанта, который ночами выполняет рутинную и однообразную работу на заводе.
Фильм Араша Лахути «Дальнобойщик и лис», отмеченный на кинофестивале в Чикаго, рассказывает об эксцентричном Махмуде, авторе короткометражек, в которых снимает своего ручного лиса.
Еще один российский фильм, представленный на конкурсе, «Последний лимузин» Дарьи Хлесткиной, – покажет судьбы работников некогда успешного автомобильного завода, пытающихся остаться на плаву в условиях, когда все вокруг рушится.
«Бабушка» Хуа Ли – хроника путешествия режиссера по родному Вьетнаму, в процессе которого он пытается справиться со своими переживаниями. Еще одно роуд-муви представляет Петр Стасик. Его «Дневник путешествия» рассказывает о дружбе пожилого мастера и его 15-летнего ученика.
DOCU/КОРОТКО
В блоке DOCU / КОРОТКО представлены 17 работ на разные темы – проблемы суицида, инвалидности, расизма, реалии жизни меншин, студенческие протесты и многое другое.
В этой программе есть и украинский конкурсант – «Позитив» Полины Кельм, рассказывающий о трех женщинах-монтажерах, которые всю жизнь работают на киностудиях с пленками, оставаясь по ту сторону экрана.
- «Кинопленка» реж. Джон Блуен (Канада, 2012)
- «6 против 6» реж. Пиус Ноймайер (Германия, 2012)
- «С раскрытыми глазами» реж. Эрик Бефвинг (Швеция, 2013)
- «Йоанна» реж. Анетта Копач (Польша, 2013)
- «Без понятия» реж. Калина Алабрудзинская (Польша, 2013)
- «Вегас» реж. Лукаш Конопа (Великобритания, 2013)
- «Жизнь в тени» реж. Девид Морис Смит (Канада, 2013)
- «Позитив» реж. Полина Кельм (Украина, 2013)
- «Лиза, иди домой!» реж. Оксана Бурая (Литва, Эстония, 2012)
- «Городок Ябуки» реж. Мицуаки Сайто (Франция, 2012)
- «Мама» реж. Лидия Шейнина (Россия, 2013)
- «Содик» реж. Адэйеми Майкл (Великобритания, 2013)
- «Пламенные голоса» реж. Ноа Левин (Израиль, 2012)
- «Примирение?» реж. Унаи Аранзади (Испания, 2013)
- «Прощёное воскресенье» реж. Дина Баринова (Россия, 2013)
- «Пашня» реж. Ноэми Брассар (Канада, 2013)
- «Такси на двоих» реж. Ден Попа (Канада, 2013)
Весьма многообещающей представляется и внеконкурсная программа DOCU/УКРАИНА, в которой будет показан первый полнометражный фильм Юрия Речинского «Больныесукалюди», шокировавший многих на последней «Молодости» и завоевавший призы на фестивалях в Сараево и Лондоне, фильм Сергея Лысенко “Амосов”, посвященный столетию с Дня рождения известного хирурга, новый фильм Александра Балагуры “Табор”, “Мясокомбинат” Петра Армяновского и “Между нами” Катерины Горностай.
Новая программа «Идеорупция» призвана актуализировать наиболее вопиющие случаи коррупции и представляет три фильма об идеологии коррупции в бизнесе, футболе и банковской сфере: «Тренер Зоран и его африканские тигры», «Игры Путина» и «Повелитель мира».
Среди других лент стоит упомянуть так же ретроспективу одного из членов жюри – Андрея Загданского. Любителям документалистики представлены четыре его работы: «Двое», «Костя и Миша», «Оранжевая зима» и «Толкование сновидений».
Так же стоит отметить программу DOCU/ХИТЫ, в которой представлены победители международных фестивалей в Каннах, Лейпциге и Берлине, из числа которых наиболее выделяется фильм Джошуа Оппенгаймер «Акт убийства», получивший награду BAFTA за лучший документальный фильм и номинировавшийся на “Оскар” в документальной категории.
Традиционными для фестиваля остаются проблемы реалий советского пространства. Прошлогодняя чешская «Твердыня» Клары Тасовской и Лукаша Кокеша в ироничной форме демонстрировала тягостное существование жителей Приднестровья. Продолжает тему фильм-закрытие XI фестиваля «Электро Москва», австрийских режиссеров Елены Тихоновой и Доминика Шпритцендорфера. На этот раз локация – Москва, а в ней – жизнь за железной завесой, в которой, тем не менее, есть место творчеству и музыке.
Кинофестиваль Docudays UA будет проходить в киевском Доме Кино, кинотеатрах «Киев» и «Кинопанорама» с 21 по 28 марта 2014 года. Вход на все показы бесплатный. С подробной программой и раписанием показов можно ознакомиться на сайте Docudays..