Государственная машина неповоротлива и полуразрушена. Общение с представителями власти не оставляет иллюзий - они не готовы к такому повороту событий и не очень внятно представляют динамику, масштаб и пути ликвидации этой опасности. Рабочие встречи с волонтерами, занимающимися данной проблемой, подтверждают опасения: возможности рекреационного фонда в Киевской обл. практически исчерпаны, маневренный фонд жилья отсутствует в надлежащем объеме, частное арендное жилье не может быть задействовано по многим причинам.
Профессиональное сообщество готово включиться в решение проблем внутренних вынужденных переселенцев. В связи с тем, что проблема многослойна и требует решения целого спектра задач, включая социализацию на новых местах ( медицину, социальные услуги, образование, вовлечение трудовых ресурсов и многое прочее), она не может быть решена задействованием вышеперечисленных жилых фондов, ведомственных и рекреационных ресурсов.
Решение
Радикальным методом решить проблему позволяет наше предложение: создание сети городков для вынужденных переселенцев при помощи современных технологий быстромонтируемых зданий.
Проектных решение данной задачи существует достаточно. Применительно к сегодняшним необходимостям мы видим ТЗ условного проекта в кратко обозначенных параметрах.:
1. Жилой поселок с малоэтажной (1-4 эт) застройкой.
2. Технология БМЗ (каркасно-панельных, модульных и бескаркасных зданий) или сходные с ней.
3. Привязка к коммуникациям централизованного типа (подключение к сетям прилегающего города, рай-облцентра)
4. Как альтернатива централизованной - создание инфраструктуры жизнеобеспечения на месте, включая решения по альтернативным источникам энергии, биогазу, переработке сточных вод и пр.
5. Общая площадь возводимых ЗиС на отдельной площадке от 50 до 200 тыс кв м.
6. Возможность организовать сервисную инфраструктуру, социальные объекты и прочие ресурсы для частичного трудоустройства жителей.
Обобщая написанное, мы можем предложить решение, в котором будут представлены два типа поселков.
Первый тип описан выше - стационарное, быстровозводимое, каркасно-панельное строительство с возможностью превращения временного поселения в постоянное;
Второй тип – сборно-модульное (возм. контейнерного типа) временное поселение, пригодное к быстрому свертыванию и перемещению в другое место.
В том и в другом случае приоритетным будет такое размещение поселка, при котором есть возможность транспортного сообщения и подключения к инженерным сетям централизованного типа.
Преимуществом такого решения являются следующие факторы:
Возможность компактного размещения достаточно большого кол-ва жителей, что исключено при дискретном расселении;
Относительная простота организации социальной сферы – дошкольного и школьного процессов, медобслуживания, пенсионной системы и пр;
Возможность частично решить проблему трудоустройства за счет внутренних коммунальных и сервисных служб, включая медицину и образование;
Простота организации реестра граждан, учета и решения текущих необходимостей административного и юридического характера, а также вопросов безопасности.
Продвижение программы
Группа инициаторов (архитекторы, строители, эксперты и бизнесмены), объединенная общественным движением «Взаимопомощь», со своей стороны задействует ресурсы соответствующие целям и масштабу задачи – административные и исполнительные, проектные и медийные. НСАУ и Конфедерация Строителей Украины уже подтвердили свое участие в программе. Нами прорабатывается активная пропагандистская кампания для продвижения на высоких властных уровнях и в международных инстанциях, в т. ч. благотворительных и донорских организациях.
Участие АСГУ и Минстроя мы видим в рассмотрении возможности выделения временных и постоянных площадок для строймонтажа, организации работы по учету и созданию сводного реестра перемещенных граждан, вовлечению поселенцев в социально-экономическую жизнь города, региона. Это потребует принятия соответствующих решений на уровне местной власти, а также выработки предложений и инициатив по изменению нормативных актов центральной власти, соответствующих министерств и ведомств. Инициация Государственной целевой программы даст возможность сконцентрировать ресурсы и силы в достаточно узком секторе деятельности, что неизмеримо эффективнее распыления и дублирования несогласованных действий (что мы наблюдаем сегодня).
Предварительные переговоры с местными властями и землепользователями в Черкасской, Винницкой, Киевской, Херсонской и Донецкой обл. очень успешны и будучи продолжены в ближайшие дни, могут завершиться договоренностями о целом списке перспективных площадок, от 1 до 60 Га.
Кроме того, нам удалось заинтересовать европейский бизнес: Представители Восточного Комитета германских бизнесменов (рабочая группа по Украине) уже изъявили готовность участвовать в этой, а также ряде других, прорабатываемых совместно программ. От нас ждут проектные предложения, под которые будут изыскиваться ресурсы - как в стране, так и за рубежом (тем более, что структуры ОБСЕ и ООН уже готовы помогать в решении проблемы).
В дальнейшем стационарные поселения могут преобразовываться в постоянные населенные пункты, военные городки, а сборно-разборные модули в разобранном виде складируются и в перспективе могут использоваться Украиной для решения сходных задач по всему миру, в рамках программ ООН.